‘MOTHER’ MEMORIALS AND THE COSMOPOLITICS OF ENVIRONMENT IN BURYATIA ( "Женский" ландшафт и памятники материнству в современной Бурятии)

Дата: 
6 июня, 2020

Основываясь на многолетних полевых работах в Бурятии, которая Кэролайн Хэмфри начала в Бурятии еще в 70-е гг как первый британский и западных антрополог в советской Сибири еще в конце 70-х гг, профессор Хэмфри  прослеживает изменения в «религиозном» и природном ландшафте в пост-советский период  на примере когда-то известных колхозов  им Карла Маркса, расположенных в Селенгинском и Баргузинском районах Бурятии.  Автор считает, что природа  постепенно возвращает заброшенные колхозные поля    в природное естественное состояние, так же как заброшенные колхозные постройки и монументы советского периода постепенно разрушаются и превращаются в обломки.  Также естественным образом возвращаются в жизнь местного населения различные местные культы и  возрождаются культы «хозяев и хозяек местности» (эзэд), места поклонения женской  фертильности у гротов и пещер, образно называемыми «утроба» матери.  Автор также связывает усиление роли культа матери с  изменением в сознании населения, которое становится более природо-ориентированным и более экологическим.  В качестве примера приводится растущий культ женских божеств воды и водных источников (лусад) среди местного населения.