Об особенностях образа Белого Старца в буддийских ритуальных текстах

Саглара (Saglara) Викторовна (V.) Мирзаева (Mirzaeva)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2020-1-13-54-64


Аннотация


В данной статье на материале пяти ойратских текстов воскурения-санг и подношения золотого напитка серджим Белому Старцу рассматриваются особенности его иконографического описания и выполняемых им функций. Анализ текстов позволяет разделить их на три группы. В первой группе текстов (БС 1, БС 4, БС 5) описание внешности Белого Старца и его функций в целом соответствует описанию, приводимому в «Сутре Белого Старца», однако присутствуют несколько уточняющих деталей, например, белая ушниша в рукописи БС 1. В текстах он называется хозяином местности, однако он наделен способностью, подобно владыке подземного мира Эрлик-хану, записывать все человеческие грехи. Во второй версии (БС 2) очевидно тибетское влияние, поэтому мы предполагаем, что сочинение носит компилятивный характер. Оно содержит наиболее детальное описание внешности Белого Старца, которое отличается от того, что приводится в «Сутре Белого Старца», некоторыми деталями, а именно: упоминанием четок, свитка, головного убора. В тексте Белый Старец относится к защитникам буддизма — дамченам. Интересно, что в конце рукописи говорится о семи днях, подходящих для практики Белого Старца, вместо общепринятых двух (второго и шестнадцатого). Последняя, третья, версия (рукопись БС 3) в описании внешности старца соотносится с воскурением санг, составленным Мэргэн-гэгэном Уратским. В образе Белого Старца верхом на олене со свитком и целебным нектаром в руках, по мнению Х. Футаки, отмечается китайское влияние.

Полный текст:

54-64

Литература


Futaki 2005 — Futaki H. Classification of Texts Related to the White Old Man // Quaestiones Mongolorum Disputatae I (2005). P. 35–46.
Heissig 1966 — Heissig W. Mongolische volkreligiose und folklorische Texte. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1966. 256 s.
Heissig 1976 — Heissig W. Eine Anrufung de Weissen Alten // Folia Rara, ed. by W. Voigt. Wiesbaden: Harrassowitz, 1976. S. 51–60.
Heissig 1980 — Heissig W. The Religions of Mongolia. Berkeley and LA: Univ. of California Press, 1980. 146 p.
Sárközi 1983 — Sárközi A. Incense-offering to the White Old Man // Documenta Barbarorum. Festschrift für Walter Heissig zum 70. Geburtstag. Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica Band, 18, ed. by K. Sagaster and M. Weiers. Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 1983. S. 357–369.
Бакаева 2015 — Бакаева Э. П. Этническая специфика образа божества Белый старец у ойратов Монголии и калмыков России и современные тенденции в иконографии монгольского буддизма // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Вып.3. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 43−78.
Бакаева 2016 — Бакаева Э. П. Представления о божествах-покровителях в культуре ойратов Западной Монголии и калмыков // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций калмыков и западных монголов. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 169‒175.
Бичеев 1999 — Бичеев Б. А. Сутра Белого Старца: к проблеме адаптации культового персонажа «черной веры» // Алтай и Центральная Азия: культурно-историческая преемственность (к 350-летию ойротской письменности): мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Горно-Алтайск, 5–7 октября 1998 г.). Горно-Алтайск: Горно-Алтайск. ин-т гуманит. исслед., 1999. С. 268–274.
Батырева 2002 — Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца (монголо-ойратские и бурятские параллели в живописи буддистов) // VIII Междунар. конгресс монголоведов (г. Улан-Батор, 5–12 августа 2002 г.). М.: Гуманитарий, 2002. С. 171–177.
Музраева 2009 — Музраева Д. Н. «Сутра, именуемая „Способная усмирить и подавить землю и воду‟» (Gazar usuni nomoγodxon darüülün čidaqči kemekü sudur) из коллекции Н. Д. Кичикова (1901–1986) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 87–95.
Музраева 2016 — Музраева Д. Н. Тексты Белого старца у ойратов и калмыков // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 293–312.
Неманова 2004 — Неманова Э. П. Семантика образа Белого старца в традиционной культуре монгольских народов: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2004. 194 с.
Неманова 2019 — Неманова Э. П. Обрядовый текст и контекст культа Белого старца в культуре монголоязычных народов // Oriental Studies. 2019. № 2. С. 245–254.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Калмыцкий научный центр РАН; Мирзаева С. В.