К сыну Есугея, избранному владыке Чингис-хану, взывал я девять раз: текст Урюс сара в записи И. И. Попова

Саглара (Saglara) Викторовна (V.) Мирзаева (Mirzaeva)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2021-3-19-297-318


Аннотация


Аннотация. Введение. Праздник начала лета Урюс сар, характерный для ряда монголоязычных народов, в том числе калмыков, включал в себя целый комплекс ритуальных действий, сопровождаемых чтением особых молитв. Цель публикации — ввод в научный оборот одного из таких молитвенных текстов, который был зафиксирован на рубеже XIX–XX вв. среди донских калмыков собирателем калмыцкого фольклора И. И. Поповым и вошел в состав второй из семи его рукописных тетрадей, хранящихся в Государственном архиве Ростовской области. Результаты. Текст, озаглавленный исследователем как «Үрсин бичг» («Сочинение Урюс сара»), зачитывался старшим в семье на восходе солнца и сопровождал ритуал окропления / благословения кумысом детей и молодого приплода. Кроме того, И. И. Попов включил в рукопись и другой текст «Һадсни йөрәл» («Благопожелание у прикола [для скота]»), который, вероятно, также входил в круг обрядовых текстов празднования Урюс сара и имел важную смысловую нагрузку в контексте ритуала. Сочинение, записанное И. И. Поповым, представляет собой уникальный образец текстуальной традиции Урюс сара, которая в силу исторических обстоятельств практически утеряна у современных калмыков.

Полный текст:

297-318

Литература


ГА РО — Государственный архив Ростовской области.

Бакаева 2009 — Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 159 с.

Бакаева 2010 — Бакаева Э. П. Календарь. Календарная обрядность // Калмыки. М.: Наука, 2010. С. 282–300.

Бакаева 2016 — Бакаева Э. П. Образ божества Цаган аав (Белый старец) в культуре ойратов Монголии и калмыков России: предок, хозяин времени и пространства // Трансграничная культура: очерки сравнительно-сопоставительного исследования традиций западных монголов и калмыков / Э. П. Бакаева, К. В. Орлова, Д. Н. Музраева, Т. И. Шараева, Н. В. Балинова, И. А. Хомякова, С. В. Мирзаева и др. Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 176–219.

БАМРС, 3 2001 — Большой академический монгольско-русский словарь: в 4 тт. Т. 3. Ө–Ф / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 438 с.

Банзаров 1955 — Банзаров Д. Собрание сочинений. М.: Изд-во АН СССР, 1955. 374 с.

Горяева 2012 — Горяева Б. Б. Калмыцкие пословицы и поговорки в записи И. И. Попова // Давид Кугультинов — поэт, философ, гражданин: материалы Всерос. науч. конф., посвящ. 90-летию со дня рождения поэта (г. Элиста, 11–12 апреля 2012 г.). Элиста: Изд-во КГУ, 2012.
С. 89–92.

Горяева 2020 — Горяева Б. Б. Археографическое описание сборника калмыцких пословиц в записи И. И. Попова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2020. № 6. С. 57–70.

Горяева, Убушиева 2020 — Горяева Б. Б., Убушиева Д. В. Калмыцкие пословицы и поговорки в записи И. И. Попова // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2020. № 1. С. 141–152. DOI: 10.22162/2587-6503-2020-1-13-141-152

Дашиева 2001— Дашиева Н. Б. Календарь в традиционной культуре бурят (опыт историко-этнографического и культурно-генетического исследования). Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2001. 299 с.

Мирзаева 2020а — Мирзаева С. В. О народно-бытовой традиции загадывания загадок у донских калмыков (по материалам И. И. Попова) // Oriental Studies. 2020. Т. 12. № 3. С. 790–803. DOI: 10.22162/2619-0990-2020-49-3-790-803

Мирзаева 2020б — Мирзаева С. В. Рукопись И. И. Попова «Загадки донских калмыков»: предварительные замечания // Новый филологический вестник. 2020. № 4. С. 399–411. DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00119

МРФС 1 1844 — Монгольско-русско-французский словарь / сост. О. Ковалевский. Т. 1. Казань: Университ. тип., 1844. 2690 с.

Небольсин 1852 — Небольсин П. И. Очерки быта калмыков Хошоутовского улуса. СПб.: Тип. К. Крайя, 1852. 383 с.

Попов 1919 — Попов И. И. Донские калмыки-казаки // Очерки географии Всевеликого войска Донского / сост. В. Б. Богачев. Новочеркасск: Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского, 1919. С. 284–329.

Путешествия в восточные страны 1957 — Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / ред., вступ. ст. и примеч. Н. П. Шастиной. М.: Гос. изд-во географической лит-ры, 1957. 287 с.

Скрынникова 2013 — Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингис-хана. СПб.: Евразия, 2013. 377 с.

Убушиева 2017 — Убушиева Д. В. Кумулятивные образцы в коллекции сказок И. И. Попова // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук. 2017. Т. № 3. С. 139–151.

Убушиева 2018 — Убушиева Д. В. Кумулятивные сказки донских калмыков, из фонда И. И. Попова // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2018. № 3. С. 64–90.

Убушиева 2019а — Убушиева Д. В. Предания донских калмыков в фонде И. И. Попова // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 3. С. 122–135.

Убушиева 2019б — Убушиева Д. В. Калмыцкие предания из архива И. И. Попова // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2019. № 3. С. 271–281. DOI:10.22162/2587-6503-2019-3-11-271-281

Убушиева 2020 — Убушиева Д. В. Инедиты калмыцкого фольклора из фонда И. И. Попова: тематическая классификация образцов устной несказочной прозы // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2020. № 3. С. 239–256. DOI: 10.22162/2587-6503-2020-3-15-233-250

Убушиева 2021 — Убушиева Д. В. О рукописи И. И. Попова № 13805 из Государственного архива Ростовской области // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 2. С. 65–81. DOI: 10.22162/2587-6503-2021-2-18-65-81

Bharatae responsa 1875 — Bharatae responsa tibetice cum versione latina ab Antonio Schiefner edita. Petropoli: typis Imperialis Academiae Scientiarum, 1875. 46 s.

Chabros 1991 — Chabros K. M. A Mongol procedure for the management of energy: the dalalγ-a ritual and its texts. Thesis submitted for the Degree of Doct. of Philosophy. Ann Arbor: Proquest LLC, 1991. 313 p.

Charleux 2009 — Charleux I. Chinggis Khan: Ancestor, Buddha or Shaman? // Mongolian Studies 31 (2009). Pp. 207–258.

Ganbold 2014 — Ganbold M. The Milk-sprinkling Ceremony // Oirat People: Cultural Uniformity and Diversification. Senri Ethnological Studies 86. 2014. Pp. 245–257.

Sagaster 1976 — Sagaster K. Die Weisse Geschichte (Čayan teüke): Eine mongolische Quelle zur Lehre von den Beiden Ordnungen Religion und Staat in Tibet und der Mongolei. Asiatische Forschungen 41. Wiesbaden: Harrassowitz Verlag, 1976. 489 s.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Калмыцкий научный центр РАН; Мирзаева С. В.