Об отдельных буддийских экспонатах из Музея Калмыцкого научного центра РАН, связанных с именем Чже Цонкапы

Герля (Gerlya) Владимировна (V.) Нурова (Nurova)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2021-4-20-72-93


Аннотация


Введение. В музейной коллекции Калмыцкого научного центра РАН хранятся поступившие в ее фонды из различных источников буддийские скульптурные и живописные изображения, связанные с Чже Цонкапой (1357–1419) — основателем школы гелуг, к последователям которой принадлежат представители большей части монгольского мира. Цель статьи — провести анализ нескольких произведений буддийского искусства — экспонатов из собрания Музея Калмыцкого научного центра РАН, связанных с этой исторической личностью. Результаты. Анализ классической «алтарной группы» состоящей из трех фигур, Цонкапы и его учеников, показал, что в традиции родственных калмыкам дербетов Монголии этот предмет буддийского искусства более насыщен деталями, несущими смысловую нагрузку, чем сохранившиеся калмыцкие образцы подобных предметов. Анализ живописных изображений Чже Цонкапы показал, что в калмыцкой традиции сохранялось широкое поклонение буддийскому учителю — основателю школы гелуг.

Полный текст:

72-93

Литература


ПМА: Музраева — Информант: Музраева Т., художник-танкописец, г. Элиста.

Бакаева 1994 — Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128с.

Бакаева 2017 — Бакаева Э. П. Об одном предмете поклонения из ойратского монастыря Дэчинравжаалин (Убсунурский аймак Монголии) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2017. № 5. С. 111‒129. DOI: 10.22162/2075-7794-2017-33-5-111-129

Балкинд 2017 — Балкинд Е. Л. Феномен объема и пространства в скульптуре // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2017. № 4 [электронный ресурс] // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-obema-i-prostranstva-v-skulpture (дата обращения 01.03.2021).

БАМРС 2002 — Большой академический монгольско-русский словарь / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. В 4 тт. Т. 4. Х – Я. М.: Academia, 2002. 501 с.

Бир 2013 — Бир Р. Тибетские буддийские символы. Справочник / пер. с англ. Л. Бубенковой. М.: Ориенталия, 2013 336 с.: ил. Виппер 1970 — Виппер Б. М. Статьи об искусстве: М.: Искусство, 1970. 588 с.

Герасимова 2006 — Герасимова К. М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2006 338 с.

Дандырова 1999 — Калмыцкие молитвы ( = Ик дүүцң мацгин мөргүлин ном) / сост. Н. М. Дандырова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 160 с.

Жуковская 1988 — Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука,1988. 194 с.

Жизнь Цонкапы — Жизнь Цонкапы [электронный ресурс] // URL: https://studybuddhism.com/ru/tibetskiy-buddizm/duhovnye-uchitelya/tsonkapa/
zhizn-tsonkapy (дата обращения: 08.12.2021)/

Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. М.: тип. М. Г. Волчанинова, 1893. [6], II, 75 с.

КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь. М.: Русский язык, 1977. 765 с.

Лама Сопа Ринпоче 2015 — Лама Сопа Ринпоче . Сердце пути: М.: БукиВеди, 2015. 532 с.

Огнева 1992 — Огнева Е. Д. Танка, тхангка, кутханг // Буддизм: словарь. М.: Республика, 1992. С. 236–237.

Пальмов 2007 — Пальмов Н. Н. Материалы по истории калмыцкого народа за период пребывания в пределах России / сост. А. М. Джалаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. С.464.

Рерих 2000 — Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. 144 с.

Чже Цонкапа 1994 — Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения / пер. с тиб. яз. А. Кугявичуса под общ. ред. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 1994. 386 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2021 Калмыцкий научный центр РАН; Нурова Г. В.