Мотив помощника в калмыцких сказках на сюжет ATU 513 The Extraordinary Companions

Баира (Baira) Басанговна (B.) Горяева (Goryaevа)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2022-1-21-106-118


Аннотация


Введение. Мотив помощника героя является одним из сюжетообразующих в калмыцкой волшебной сказке. Исследователями отмечается, что главному герою калмыцкой сказки помогают люди и животные, также выделяются орнитоморфные помощники и чудесные предметы. В данной статье рассмотрен мотив помощника в калмыцких сказках на сюжетный тип ATU 513 The Extraordinary Companions. В устной традиции калмыков указанный сюжетный тип представлен подтипами, реализуется как самостоятельный сюжет, а также в контаминации. Результаты. Сюжетообразующий мотив чудесного помощника в сказках на сюжетный тип 513 реализуется различными способами. Добровольными помощниками героя являются не только люди со сверхспособностями (Переставляющий горы, Сотрясающий землю, Выпивающий моря, Слухач и др.), но и благодарные животные. Чудесные товарищи, имеющие власть над силами природы, справляются со всеми трудными задачами хана. Благодаря этому, герой берет в жены дочь хана. Чудесные свойства помощников позволяют им избежать неминуемой гибели от рук хана. Иногда они чинят расправу над враждебным ханом (мангасом), спасают еще и супругу героя с его сыном. При этом следует отметить случаи разработки в сказках на рассматриваемый сюжет героической коллизии, когда герой избавляет небесную деву или девушку-воплощение божества Тары от пятнадцатиголового мангаса. В этом случае герой сам выступает в роли помощника.

Полный текст:

106-118

Литература


Источники
Буутан Санҗин 2008 — Буутан Санҗин туульс (= Сказки Санджи Бутаева). Записи 1971–1978 годов. В 2-х книгах. Кн. 1 / вступ. ст. Н. Г. Очировой; сост., подг. текстов и прилож. Б. Х. Борлыковой.
Элиста: КИГИ РАН, 2008. 308 с. Серия: «Өвкнрин зөөр» (= Сокровища предков). На калм. и рус. яз.

Волшебный мертвец 1958 — Волшебный мертвец. Монгольско-ойратские сказки. Изд. 2-е. М.: Вост. лит., 1958. 164 с.

Калян 1994 — Калян А. Кел өргҗүллһнә дегтр. Элст: Хальмг дегтр һарһач, 1994. 231 х.

Медноволосая девушка 1964 — Медноволосая девушка. Калмыцкие народные сказки / пер., сост. и примеч. М. Ватагина. М.: Наука, 1964. 271 с.

Народное творчество Калмыкии 1940 — Народное творчество Калмыкии. Сталинград; Элиста: Областное книгоиздательство, 1940. 315 с.

Сказки донских калмыков 1938 — Сказки донских калмыков. Записал и перевел И. И. Попов. Ростов н/Д: Ростиздат, 1938. 83 с.

Хальмг туульс 1961 — Хальмг туульс. 1-гч боть / сост. Б. Сангаджиева, Л. Сангаев, ред. У. Очиров. Элиста: Калм. кн. гос. изд-во, 1961. 220 х.

Хальмг туульс 1972 — Хальмг туульс. 3-гч боть / сост. Н. Н. Мусова, Б. Б. Оконов, Е. Д. Мучкинова. Элиста: Респ. тип. Управления по печати при Совете министров Калмыцкой АССР, 1972. 252 х.

Dumdadu ulusiyin 2006 — Dumdadu ulusiyin Šinǰiyang-giyin мongγol aradiyin aman üliger-yin emkidkel (= Собрание сказок монголов Синьцзяна КНР). Ürümči: Šinǰiyang-giyin aradiyin keblel-yin xorō (= Урумчи: Народное издательство Синьцзяна), 2006. 866 с.

Kalműckische Sprachproben 1909 — Kalműckische Sprachproben. Gesammelt und herausgegeben von G. J. Ramstedt. Erster Teil. Kalműckische Märchen. Helsingfors: SocieteFinno-Ougrienne, 1909. 154 s. (In Kalm.
and in Germ.)

Литература
Басангова 2002 — Басангова Т. Г. Сказочная традиция калмыков // Сандаловый ларец: Калмыцкие народные сказки / сост., пер., вступ. ст. Т. Г. Басанговой. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2002. С. 3–38.

Борджанова 1985 — Борджанова Т. Г. Мифологические мотивы в калмыцких богатырских сказках // Фольклор народов РСФСР. Межвузовский сборник научных трудов. Уфа: Башкирский гос. ун-т, 1985.
С. 72–76.

Горяева 2017 — Горяева Б. Б. Орнитоморфные помощники героя в калмыцкой волшебной сказке // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 9 (122). С. 134–141.

Горяева 2018 — Горяева Б. Б. Мотив волшебного помощника в калмыцкой сказке // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмНЦ РАН, 2018. № 5. С. 76–85.

Дампилова и др. 2019 — Дампилова Л. С., Хабунова Е. Э., Николаева Н. Н., Чулуун З. Традиционные мотивы в сюжете о сватовстве в эпосе монгольских народов // Известия Российской академии наук.
Серия литературы и языка. 2019. Т. 78. № 4. С. 72–78.

Джимгиров 1970 — Джимгиров М. Э. О калмыцких народных сказках. Элиста: Калмиздат, 1970. 104 с.

Кичиков 1994 — Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. Изд. 2-е, репринтное. М.: Наука, 1994. 320 с.

Манджиева 2012 — Манджиева Б. Б. К вопросу изучения мотивов калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Основные тенденции развития алтаистики в изменяющихся мировоззренческих условиях: в 2 ч. Ч. 2. Горно-Алтайск: Медиа Принт, 2012. С. 120–123.

Манджиева 2013 — Манджиева Б. Б. К вопросу о систематизации мотивного фонда калмыцкого героического эпоса «Джангар» // Новые российские гуманитарные исследования. 2013. № 8. С. 45.

Манджиева 2016 — Манджиева Б. Б. Проблема изучения мотивов калмыцкой богатырской сказки и героического эпоса «Джангар» // Вестник Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Сер. Эпосоведение. № 1 (01). 2016а. С. 44–58.

Мелетинский 1958 — Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки: Происхождение образа. М.: Вост. лит, 1958. 264 с.

Мутляева 1982 — Мутляева Б. Э. Мотив чудесного рождения героя в сказочном эпосе монгольских народов и калмыцком эпосе «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. (Исследования по
эпосу). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1982. С. 43–49.

Надбитова 2005 — Надбитова И. С. Типы героев калмыцкой волшебной сказки // Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. Мат-лы II межрегион. науч. конф. Элиста: КИГИ РАН, 2005. С. 231–236.

Надбитова 2011 — Надбитова И. С. Сюжеты, образы и стилевые традиции калмыцких волшебных сказок. Элиста: НПП «Джангар», 2011.

Новиков 1974 — Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л.: Наука, 1974. 255 с.

Овалов 1982 — Овалов Э. Б. Мотив «помощник героя» в версиях эпоса «Джангар» // Эпическая поэзия монгольских народов. Элиста: КНИИФЭ, 1982. С. 50–56.

Овалов 2004 — Овалов Э. Б. Типология мотивов и сюжетов в эпосе монгольских народов. Элиста: АПП «Джангар». 2004. 184 с.

Пропп 1946 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во Ленингр. гос. ордена Ленина ун-та, 1946. 340 с.

Пропп 2001 — Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. Науч. ред., текстол.коммент. И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 144 с.

Сарангов 2015 — Сарангов В. Т. Поэтика и стиль калмыцкой богатырской сказки. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. 108 с.

Селеева 2007 — Селеева Ц. Б. Мотив ультиматума и его формульная реализация в синьцзян-ойратской и калмыцкой версиях «Джангара» // Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Элиста, 13–14 сент. 2006 г.). Ч. I. Элиста: КИГИ РАН, 2007. С. 80–86.

Селеева 2008 — Селеева Ц. Б. Мотив пира в структуре эпического сюжета (на примере калмыцкой и синьцзян-ойратской версий «Джангара») // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 3. С. 52–54.

Сравнительный указатель сюжетов 1979 — Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / сост. Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Убушиева 2006 — Убушиева Д. В. О семантике архаического мотива «поглощения и выхаркивания» в эпосе «Джангар» (на материале песен Багацохуровского цикла) // Научная мысль Кавказа. 2006. № 3. С. 144–146.
Убушиева 2009 — Убушиева Д. В. Багацохуровский цикл «Джангара» в записях XIX века: сюжетика и сохранность эпического текста: дисс. … канд. филол. наук. Элиста, 2009. 150 с.

Убушиева 2010 — Убушиева Д. В. Мотивный фонд Багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангара» // Oriental Studies. 2010. № 3 (2). С. 63–68.

Убушиева 2018 — Убушиева Д. В. Космогонические мотивы в прологе эпоса «Джангар» // Новый филологический вестник. 2018. № 3 (46). С. 35–45.

Хабунова 2018 — Хабунова Е. Э. Мотив брачных состязаний в национальных версиях эпоса «Джангар»: диапазон варьирования // Сетевое востоковедение: устные и письменные традиции в контексте межкультурного взаимодействия. Мат-лы II Междунар. науч. форума. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2018. С. 44–47.

Хабунова, Санжаа, Убушиева 2018 — Хабунова Е. Э., Санжаа Б., Убушиева Б. Э. Мотивный ряд матримониальной модели эпического повествования в монгольском героическом эпосе // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 4 (40). С. 104–111.

Хабунова и др. 2019 — Хабунова Е. Э., Дампилова Л. С., Николаева Н. Н., Убушиева Б. Э., Эльбикова Б. В. Стремительный рост богатыря в эпосе «Джангар»: движение мотива от архаики к героике // Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма. сборник научных трудов II Междунар. науч. конф., посвящ. 85-летию проф. Х. И. Ибрагимова. Томск: СибИздатСервис, 2019. Т. 3. С. 593–597.

Хабунова, Геджин 2019 — Хабунова Е. Э., Геджин Ч. Мотив отправления героя, роҗденного от медведя, в сказочной традиции тюрко-монгольских народов // Oriental Studies. 2019. № 12 (5). С. 1026–1033.

ATU — Uther H. J. The types of international folktale:a classification and bibliography, based on the system of AnttiAarne and Stith Thompson / ed. staff Sabine Dinslage [et al.]. Helsinki: Suomal. tiedeakat., 2004. (FF communications / Ed. for the Folklore fellows). № 284: Animal tales, tales of magic, religious tales, and realistic tales, with an introduction. 619 p.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Калмыцкий научный центр РАН; Горяева Б. Б.