Калмыцкий рукописный обрядник «дурных предзнаменований» в записи И. И. Попова

Данара (Danara) Владимировна (V.) Убушиева (Ubushieva)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2022-1-21-119-133


Аннотация


Цель статьи ― описание и введение в научный оборот калмыцкого рукописного обрядника «дурных предзнаменований» в записи И. И. Попова. Материалом исследования послужила оригинальная рукопись И. И. Попова, хранящаяся в Государственном архиве Ростовской области. В работе использован сравнительно-типологический анализ. Результаты. Предварительный анализ показал, что это рукописный обрядник, составленный по принципам догжур, так как в нем подробно описаны плохие приметы, а главное — способы их отвращения. Обрядник компилированного характера, о чем свидетельствует его состав. Это приметы о птицах, коровах, быках, лошадях, верблюдах, овцах, свиньях и людях. Большая ценность и уникальность данного обрядника, на наш взгляд, заключена в отражении повседневной жизни калмыцкого народа в части способов устранения плохих примет, а именно конкретных предметов и действий, а иногда и всего ритуала. В ритуалах отвращения используются стрелы, камни, шкуры, золотые монеты, медь, бронза, нитки, свечи, бумага, одежда, кости, сырое мясо, кровь, молоко, вода и прочее. В приметах и отвращениях обращают внимание на явления природы, стороны света, на время суток и многое другое, что отражает многовековые наблюдения и знания народа.

Полный текст:

119-133

Литература


Источники
ГАРО — Государственный архив Ростовской области.

Литература
Басангова 2011 — Басангова Т. Г. Жанр проклятий у калмыков и обрядники «Отрезание черного языка» // Новые исследования Тувы. 2011. № 1. С. 253–260.

Галданова 1987 — Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 113 с.

Галданова 1991 — Галданова Г. Р. К проблеме монгольского шаманизма (ХII–ХIII вв.) (по материалам рукописных обрядников) // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. М.: Наука, 1991. С. 149–158.

Герасимова 1989 — Герасимова К. М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1989. 317 с.

Горяева 2020 — Горяева Б. Б. Археографическое описание сборника калмыцких пословиц в записи И. И. Попова // Вестник СевероВосточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2020. № 6. С. 57–70.

Горяева 2021 — Горяева Б. Б. Через границы языков и культур: сказки донских калмыков в записи И. И. Попова // Новый филологический вестник. 2021. № 1 (56). С. 362–379.

Мирзаева 2020 — Мирзаева С. В. Рукопись И. И. Попова «Загадки донских калмыков»: предварительные замечания // Новый филологический вестник. 2020. № 4 (55). С. 399–411.

Мирзаева 2021 — Мирзаева С. В. К сыну Есугея, избранному владыке Чингис-хану, взывал я девять раз: текст Урюс сара в записи И. И. Попова // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2021. № 3. С. 297–318.

Музраева 2021 — Музраева Д. Н. О приметах, связанных с сорокой (На материале монголоязычных письменных источников из Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва) // Новый филологический вестник. 2021. № 4 (59). С. 415–425.

Сумба 2012 — Сумба Р. П. Описание тувинских семейных обрядов, связанных с детьми, в «шаманских текстах» из собрания тибетских рукописей и ксилографов в фондах Национального музея Республики Тыва // Мат-лы I Республиканских Ермолаевских чтений (г. Кызыл, 9-10 октября 2012). Кызыл: [б. и.], 2012. С. 109–115.

Традиционное мировоззрение… 1988 — Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаев, М. С. Усманова. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.

Убушиева 2019 — Убушиева Д. В. Предания донских калмыков в фонде И. И. Попова // Фольклор: структура, типология, семиотика. 2019. Т. 2. № 3. С. 122–135.

Убушиева 2021 — Убушиева Д. В. Мифология ежа в калмыцком фольклоре // Новый филологический вестник. 2021. № 2 (57). С. 392–403.

Хангалов 2004 — Хангалов М. Н. Собрание сочинений в 3 т. Т. III / под ред. Г. Н. Румянцева. Улан-Удэ: Рес. тип., 2004. 312 с.: ил.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Калмыцкий научный центр РАН; Убушиева Д. В.