Экфрасис в современной калмыцкой поэзии (монумент Э. И. Неизвестного «Исход и Возвращение»)

Римма (Rimma) Михайловна (M.) Ханинова (Khaninova), Эльза (Elsa) Гаряевна (G.) Валетова (Valetova)

Digital object identifier


10.22162/2587-6503-2022-4-24-152-173


Аннотация


Введение. Актуальность и новизна исследования обусловлены малоизученностью экфрасиса в творчестве калмыцких поэтов на тему депортации, ссылки и возвращения народа (1943–1957). Цель статьи определяется выявлением функции экфрасиса в поэзии, адресованной этому историческому периоду. Объектом исследования стали поэмы народного поэта Калмыкии Е. А. Буджалова «Буйслһн болн Босхлһн» (1997) и «„Мас­ка Скорби‟ бумб» (1996), посвященные монументам Э. И. Неизвестного в Элисте и Магадане. Кроме того, стихи Р. М. Ханиновой, В. Н. Лиджиевой, В. Г. Хотлина, П. А. Дарваева. Предмет исследования — экфрасис в современной калмыцкой поэзии на тему исторической памяти. Методы: историко-литературный, историко-функциональный, сравнительно-сопоставительный, описательный. Результаты. В современной калмыцкой поэзии тема монумента, созданного Э. И. Неизвестным, в Элисте отражена в двух поэмах Егора Буджалова, а также в стихотворениях русскоязычных калмыцких поэтов Риммы Ханиновой «Неизвестный — реквием в двух шагах от автора монумента „Исход и Возвращение‟, с эпилогом» (1996), Валентины Лиджиевой «Монолог отца» (1997), Валерия Хотлина «Исход» (1998) и Петра Дарваева «Памятнику Эрнста Неизвестного „Исход и Возвращение‟» (2009). Выводы. Несмотря на то, что Е. А. Буджалов создал две указанные поэмы, будучи на открытии данных монументов известного скульптора в Магадане и Элисте, экфрасис в его произведениях описан минималистскими приемами, лаконично, сюжетообразующая функция экфрасиса как скульптурного артефакта заключается в отправном стимуле для размышлений автора, пережившего сибирскую ссылку, на тему геноцида народов в эпоху сталинских репрессий. Стихи русскоязычных калмыцких поэтов, родившихся в период или на исходе сибирской ссылки, П. А. Дарваева, В. Г. Хотлина, Р. М. Ханиновой, или после возвращения народа на родину, В. Н. Лиджиевой, в разной мере являют экфрасис — вербальное воссоздание монумента в связи с его автором. На родном языке калмыцкие поэты, судя по всему, не запечатлели в своей лирике столь значимое событие, вероятно, из-за сложности воспроизведения такого артефакта через призму экфрасиса.


Полный текст:

152-173

Литература


Буджала Е. 1997в — Буджала Е. Һашудлһна бумб — мана тууҗ болн тодлвр // Хальмг үнн. 1997. Лу сарин 25 (4 марта). Х. 2.

Буджалов 1997в — Буджалов Е. «Исход и Возвращение» — наша история, наша память // Известия Калмыкии. 1997. 19 марта. С. 3.

Бюрчиев 2004 — Бюрчиев Б. Вновь перелистывая… // Известия Калмыкии. 2004. 4 сентября. С. 5.

Воронова 1996а — Воронова Е. Я прошел в моей работе ваш путь «изгнания и возвращения» // Знамя Октября. 1996. 14–17 декабря. С. 5.

Воронова 1996б — Воронова Е. Эрнст Неизвестный в ожидании встречи // Известия Калмыкии. 1996. 17 декабря. С. 1.

Геллер 2013 — Геллер Л. Экфрасис, или обнажение приема. Несколько вопросов и тезис // «Невыразимо выразимое»: экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте: Сб. статей / сост. и науч. ред. Д. В. Токарева. М.: Новое литературное обозрение, 2013. С. 45–60.

Ипполитова 2006 — Ипполитова Н. Откровения великого мастера // Известия Калмыкии. 2006. 8 апреля. С. 4.

КРС 1977 — Калмыцко-русский словарь / под ред. Б. Д. Муниева. М.: Рус. яз, 1977. 768 с.

Мемориал 2004 — Мемориал «Исход и возвращение» // Элиста: диалог времен. Памятники истории и культуры: фотоальбом: на рус. и калм. яз. / сост. Л. Б. Зулаева, Л. Е. Устинова, Д. Б. Дорджиева; ред. В. Л. Теленгидова. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. С. 31–32.

Поканинова 1996 — Поканинова Е. Б. Останется на века // Хальмг үнн. 1996. Туула сарин 15. С. 2.

Правда в металле 1996 — Правда в металле // ЭЖ-Калмыкия плюс. 1996. Декабрь. С. 3.

Сангаджиева 2020 — Сангаджиева Д. В. Мемориальный комплекс «Исход и возвращение» в Элисте — память о депортации калмыцкого народа // Искусство Евразии. 2020. № 1 (16). С. 306–318.

Ханинова, Валетова 2022 — Ханинова Р. М., Валетова Э. Г. Мотив Поезда памяти в современной калмыцкой поэзии // Бюллетень Калмыцкого научного центра РАН. 2022. № 3. С. 171–190. DOI: 10.22162/2587-6503-2022-3-23-171-190

Ханинова, Иванова, Очирова 2014 — Ханинова Р. М., Иванова Д. А., Очирова Э. Б. Экфрасис в рассказе А. Балакаева «Три рисунка» // Вестник Калмыцкого университета. 2014. № 3. С. 89–96.

Ханинова 2016 — Ханинова Р. М. Калмыцкий экфрасис в повести С. Липкина «Декада» // Личность в парадигме межкультурной коммуникации: язык — культура — образование — музей (теоретические и прикладные проблемы): мат-лы Межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием (27 апр. 2018 г., г. Элиста). Элиста: Калм. ун-т, 2016. С. 166–169.

Хаптаханова 1996 — Хаптаханова М. Бронзовый монумент — на вершине кургана // Известия Калмыкии. 1996. 15 декабря. С. 1–2.

Шкаренков 2008 — Шкаренков П. П. Экфрасис // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М.: Изд-во Кулагиной; Intrada, 2008. С. 301–302.

Эльдышев 1997 — Эльдышев Э. Память сердца // Буджалов Е. А. «Исход и Возвращение»: стихи и поэмы / пер. с калм. Элиста: АПП «Джангар», 1997. С. 5–6.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2022 Калмыцкий научный центр РАН; Римма (Rimma) Михайловна (M.) Ханинова (Khaninova); Эльза (Elsa) Гаряевна (G.) Валетова (Valetova)