Декор войлока монгольских и тюркских народов ( по материалам музейных коллекции Калмыкии)
Digital object identifier
10.22162/2541-9749-2018-6-2-135-143
Аннотация
Древнейшее искусство войлоковаляния позволяет судить об орнаментальных формах организации пространства в мыслительной и творческой деятельности наших предков. Исследование образной системы художественного мышления монгольских народов позволяет выявить параметры, реконструирующие в материальной культуре этническую картину мира. Достаточно схожи орнаментальные мотивы изобразительного искусства тюркских и монгольских народов, что объясняется истоками этногенеза, единством происхождения скотоводческого хозяйства и истории традиционной культуры номадов. Вместе с тем выявлены различия в композиционной и орнаментальной трактовке декора войлочных изделий монгольских и тюркских народов.
Полный текст:
135-143Литература
Асанова Б.Е. Взаимосвязи в искусстве войлока казахов и народов Центральной Азии // Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии: Мат-лы XI-й междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, 23–25 июня 2008 г.). СПб.: Санкт-Петербургский университет технологии и дизайна, 2008. С. 154–160.
Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX вв. Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. 160 с.
Батырева С.Г. Калмыцкий народный орнамент // Калмыцкий народный орнамент. Элиста: Герел, 2010. С. 11–22.
Батырева С.Г. Войлок в калмыцком быту и его художественная обработка // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Мат-лы междунар. симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. С. 99–103.
Гедеева Д.Б. О знаках «тамг» и метках «им» как маркерах калмыцких родов // Монголоведение. 2003. № 2. С. 272–275.
Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX вв.). Народы Сибири и Дальнего Востока // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Новая серия. Т. 81. М.–Л.: Наука, 1963. 500 с.
Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Мат-лы междунар. симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. 248 с.
Каримова Р.У. Традиционные художественные ремесла и промыслы уйгуров. Алматы: Дайк-пресс, 2005. 170 с.
Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Вост. литература, 2002. 327 с.
Мусакаев И.Б. Орнаментация ногайских войлочных ковров // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. конф. (Казань, 9–13 июня 1992 г.). М.: Инсан, 1997. С. 228–230.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. М.: Восточная литература, 2008. 341 с.
Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство, 1968. 135 с.
Сергеева Т.В. Особенности монгольского орнамента и его место в современной живописи МНР // Науч. сообщения Государственного музея искусства народов Востока. Вып. IX. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1977. С. 105–113.
Трошин И.И. Искусство калмыцкой вышивки // Теегин герл. 1968. № 2. С. 36–41.
Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 9–12 июня 2003 г.). Тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 14–31.
Фаворский В.А. Как я работал над «Джангаром» // Восток в творчестве В.А. Фаворского. Сборник материалов и каталог выставки. М.: Советский художник, 1982. С. 16–21.
Цултэм Н. Монгол уран зургийн хөгжиж ирсэн тойм (Происхождение монгольского искусства). Улан-Батор: б. м., 1988. 16 с.
Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX вв. Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. 160 с.
Батырева С.Г. Калмыцкий народный орнамент // Калмыцкий народный орнамент. Элиста: Герел, 2010. С. 11–22.
Батырева С.Г. Войлок в калмыцком быту и его художественная обработка // Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Мат-лы междунар. симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. С. 99–103.
Гедеева Д.Б. О знаках «тамг» и метках «им» как маркерах калмыцких родов // Монголоведение. 2003. № 2. С. 272–275.
Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по материалам XIX – начала XX вв.). Народы Сибири и Дальнего Востока // Труды Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Новая серия. Т. 81. М.–Л.: Наука, 1963. 500 с.
Искусство войлока в тюркском мире: история и современность. Мат-лы междунар. симпозиума (Казань, 29–30 января 2009 г.). Казань: Заман, 2013. 248 с.
Каримова Р.У. Традиционные художественные ремесла и промыслы уйгуров. Алматы: Дайк-пресс, 2005. 170 с.
Кореняко В.А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Вост. литература, 2002. 327 с.
Мусакаев И.Б. Орнаментация ногайских войлочных ковров // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды междунар. конф. (Казань, 9–13 июня 1992 г.). М.: Инсан, 1997. С. 228–230.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. М.: Восточная литература, 2008. 341 с.
Руденко С.И. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство, 1968. 135 с.
Сергеева Т.В. Особенности монгольского орнамента и его место в современной живописи МНР // Науч. сообщения Государственного музея искусства народов Востока. Вып. IX. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1977. С. 105–113.
Трошин И.И. Искусство калмыцкой вышивки // Теегин герл. 1968. № 2. С. 36–41.
Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V конгресс этнографов и антропологов России (Омск, 9–12 июня 2003 г.). Тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 14–31.
Фаворский В.А. Как я работал над «Джангаром» // Восток в творчестве В.А. Фаворского. Сборник материалов и каталог выставки. М.: Советский художник, 1982. С. 16–21.
Цултэм Н. Монгол уран зургийн хөгжиж ирсэн тойм (Происхождение монгольского искусства). Улан-Батор: б. м., 1988. 16 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.