ДИСКУРСИВНЫЕ СТРАТЕГИИ НАРРАТИВА О ШИРОКЛАГЕ

Эльза-Баир Мацаковна Гучинова

Digital object identifier


10.22162/2541-9749-2019-7-1-7-22


Аннотация


Память об исторических событиях ХХ в. становится существенным элементом формирования национальной истории современных сообществ. Памятуемое нередко формирует социальное воображаемое. В конструировании прошлого калмыков немало славных (победных), но и немало трагических страниц, вошедших в большой нарратив, в котором одни страницы описаны подробно, а другие ― пунктиром. Одним из последних во времени травма-пунктов памяти для калмыков стал Широклаг. Именно в Широклаге, лагере принудительного труда, калмыцкие солдаты и сержанты приобрели длительный опыт унижения незаслуженным обвинением со стороны государства и экстремальный опыт выживания, отличный от фронтового. Здесь содержались люди, которые не были преступниками, и имели одну вину перед советским государством ― этничность ― они были калмыками. В январе–марте 1944 г. калмыки были отозваны из рядов Красной армии, причем бóльшая часть ― из боевых частей. Еще недавно эти красноармейцы рисковали жизнями и были готовы погибнуть за Родину и за Сталина, а после приказа от 10 января 1944 г. оказались собраны в Широклаге, в котором им приходилось работать по 16 часов, но при питании впроголодь. Когда человек оказывался на грани смерти от истощения и непосильного труда, его отпускали домой.

Полный текст:

7-22

Литература


Годаев П.О. Боль памяти. Элиста: АПП «Джангар», 1999. 351 с.

Мы ― из высланных навечно. Воспоминания депортированных калмыков (1943–1957 гг.) / Сост. и ред. П.О. Годаев. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 464 с.

Полевые материалы автора (ПМА). Информант Ч.Н. Бериков, 1974 г. рождения, личная переписка 2019 г.

ПМА. Информант Л.Т. Дорджиев, 1922 г. рождения, запись 2004 г. (г. Элиста).

ПМА. Информант И.М. Соваев, 1925 г. рождения, запись 2019 г. (с. Троицкое).

ПМА. Информант А.Б. Тепшинов, 1925 г. рождения, запись 2019 г. (г. Элиста).

ПМА. Информант Н.У. Убушиев, 1926 г. рождения, запись 2019 г. (с. Троицкое).

Преданные солдаты Широклага. Док. фильм. Автор А. Санджиев. 2014 г.

Страницы печали. Широклаг. Ч. 1–2. Передача Калмыцкого ТВ. Автор И. Мукабенова. 2000 г.

Широкстрой: Широклаг: Сб. воспоминаний воинов-калмыков, участников строительства Широковской ГЭС / сост. и вступ. ст. Р.В. Неяченко. Элиста: Джангар, 1994 (Книга памяти ссылки калмыцкого народа. Т. 3. Кн. 2). 190 с.

Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2001. 286 с.

Воронина Т. Помнить по-нашему. Соцреалистический историзм и блокада Ленинграда. М.: НЛО, 2018. 272 с.

Гучинова Э.-Б. Рисовать лагерь. Язык травмы в памяти японских военнопленных о СССР. Саппоро: SRC, университет Хоккайдо, 2016. 220 c.

Дебор Ги. Общество спектакля / Пер. с фр. М.: Логос, 1999. 224 с.

Карнер C. Архипелаг ГУПВИ и интернирование в Советском Союзе. 1941– 1956. М.: РГГУ, 2002. 304 с.

Като К. Сибирь в сердце японца. Новосибирск: Наука, 1992. 132 с.

Лё Кэн Л. Этнографическое исследование в тюрьме. От «роли» заключенного к поискам идентичности осужденного // Социальная антропология во Франции. ХХI в. / Под ред. Е. Филипповой и Б. Петрика. М.: ИЭА РАН, 2009. С. 214–237.

Фицпатрик Ш. Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России ХХ в. М.: РОССПЭН. 2011. 375 с.

Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М: Аd Marginem, 1999. 476 c.

Шаламов В. Колымские рассказы. М.: Эксмо, 2009. 958 с.

Goffman E. Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates. 9th ed. Harmondsworth: Penguin Books Ltd, 1978. 336 p.

Takezawa Ya. Breaking the Silence. Redress and Japanese American Ethnicity. Ithaca: Cornell University Press, 1995. 233 p.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.