ВОЙЛОК В МУЗЕЯХ РОССИИ КАК ИСТОЧНИК В СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ МОНГОЛОЯЗЫЧНЫХ НОМАДОВ
Digital object identifier
10.22162/2541-9749-2019-8-2-83-89
Аннотация
Наследием культуры номадов являются традиционные ремесла, в том числе войлоковаляние. Скотоводческое хозяйство, имея натуральный характер, обеспечивало повседневные потребности в пище, материалах для постройки жилища, пошива одежды и обуви, в транспорте и прочих жизненных нуждах калмыков. Исследование материального наследия включает системное описание и атрибуцию памятников прикладного творчества ойратов и калмыков из собраний Музея традиционной культуры им. Зая-пандиты КалмНЦ РАН, Национального Музея РК им. Н.Н. Пальмова, Российского этнографического музея. Коллекции музеев других регионов привлекались в качестве сравнительного материала, дополняющего источниковую базу исследования. Помимо памятников художественной культуры из музейных собраний России использовались архивные и полевые материалы автора, собранные за период с конца XX по начало XXI вв.
Полный текст:
83-89Литература
Собрание рукописей Российского этнографического музея (СР РЭМ).
Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX ― начала XX вв. Элиста: АОр «НПП «Джангар». 2006. 160 с.
Батырева 2018а ― Батырева С.Г. Войлок в музейном собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу образного мышления номадов Центральной Азии // Вестник Калмыцкого госуниверситета. 2018. № 3. С. 6–13.
Батырева 2018б ― Батырева С.Г. Узорный войлок калмыков по материалам музейных коллекций Калмыкии // Бюллетень КалмНЦ РАН. История. 2018. № 1. С. 143–151.
Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
Гантулга Д. Цветовая, числовая и образная символика монголов в контексте учения арга билиг // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 4 (29). С. 375–376.
Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Собрание Государственного Эрмитажа. Л.: Аврора. 1974. 194 с.
Древняя Сибирь. Путеводитель по выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири. VII в. до н. э. ― XIII в. н. э.». Л.: Аврора, 1976. 131 с.
Елихина Ю.И. Сокровища курганов Ноин-Улы (Северная Монголия). Находки экспедиции П.К. Козлова 1923–1926 гг., хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 317 с.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука; Гл. ред. восточной литературы, 1988. 196 с.
Купцова И.А. Методологические основания сравнительного анализа культуры // Вопросы культурологии. 2009. № 8. С. 13–17.
Максяшин А.И. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество: правильно ли мы их понимаем? // Вопросы культурологии. 2009. № 8. C. 60–62.
Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1989. 383 с.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. М.: Восточная литература, 2008. 341 с.
Сампилов Ц. Этнографические зарисовки. Новосибирск: Наука. 1995. 18 с.
Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 9–12 июня 2003 г. Тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 14–31.
Батырева С.Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX ― начала XX вв. Элиста: АОр «НПП «Джангар». 2006. 160 с.
Батырева 2018а ― Батырева С.Г. Войлок в музейном собрании Государственного Эрмитажа: к вопросу образного мышления номадов Центральной Азии // Вестник Калмыцкого госуниверситета. 2018. № 3. С. 6–13.
Батырева 2018б ― Батырева С.Г. Узорный войлок калмыков по материалам музейных коллекций Калмыкии // Бюллетень КалмНЦ РАН. История. 2018. № 1. С. 143–151.
Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М.: Наука, 1974. 224 с.
Гантулга Д. Цветовая, числовая и образная символика монголов в контексте учения арга билиг // Мир науки, культуры и образования. 2011. № 4 (29). С. 375–376.
Древнее искусство. Памятники палеолита, неолита, бронзового и железного веков на территории Советского Союза. Собрание Государственного Эрмитажа. Л.: Аврора. 1974. 194 с.
Древняя Сибирь. Путеводитель по выставке «Культура и искусство древнего населения Сибири. VII в. до н. э. ― XIII в. н. э.». Л.: Аврора, 1976. 131 с.
Елихина Ю.И. Сокровища курганов Ноин-Улы (Северная Монголия). Находки экспедиции П.К. Козлова 1923–1926 гг., хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Саарбрюккен: Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 317 с.
Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука; Гл. ред. восточной литературы, 1988. 196 с.
Купцова И.А. Методологические основания сравнительного анализа культуры // Вопросы культурологии. 2009. № 8. С. 13–17.
Максяшин А.И. Декоративно-прикладное искусство и народное художественное творчество: правильно ли мы их понимаем? // Вопросы культурологии. 2009. № 8. C. 60–62.
Новгородова Э.А. Древняя Монголия. М.: Наука; Главная редакция восточной литературы, 1989. 383 с.
Пространство в традиционной культуре монгольских народов / Б.З. Нанзатов, Д.А. Николаева, М.М. Содномпилова, О.А. Шагланова. М.: Восточная литература, 2008. 341 с.
Сампилов Ц. Этнографические зарисовки. Новосибирск: Наука. 1995. 18 с.
Тишков В.А. Культурный смысл пространства // V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 9–12 июня 2003 г. Тезисы докладов. М.: ИЭА РАН, 2003. С. 14–31.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.