Восприятие археологических памятников представителями народности дариганга

Билэгсайхан Тамирджав

Digital object identifier


10.22162/2712-8431-2020-10-2-5-23


Аннотация


В статье говорится о восприятии местными жителями двух археологических памятников, которые находятся на территории проживания этнической группы дариганга в провинции Сухбаатар на юго-востоке Монголии. Первый памятник — это комплекс из четырех каменных статуй у юго-восточного подножия горы Дари в округе Дариганга провинции Сухбаатар. Второй памятник — комплекс из восьми гробниц с двумя каменными статуями у горы Таван Толгой в округе Онгон провинции Сухбаатар. Эти два археологических памятника высоко почитаются народностью дариганга, которые утверждают, что являются потомками людей, захороненных в этих могилах, что расходится с мнением ученых, утверждающих, что дариганга не являются коренными жителями данной местности. В статье приводится подробное описание самих памятников и археологических находок, а также устные истории и предания, связанные с ними.

Полный текст:

5-23

Литература


Atwood 2012 — Atwood C. ‘Banner, Otog, Thousand: Appanage Communities as the Basic Unit of Traditional Mongolian Society’. Mongolian Studies. 2012. 34. Pp. 1–54.

Bayar 2002 — Bayar D. Mongolchuudyn chuluun khörög: XIII–XIV zuun, 2nd edition. Ulanbaatar: Orbis, 2002.

Bilegsaikhan 2015 — Bilegsaikhan T. Darigangyn tüükhen toim. Ulaanbaatar: Munkhiin Useg Press, 2015.

Bilegsaikhan 2019 — Bilegsaikhan T. Beneficial, fortunate, dangerous. Mongolian herders and the varieties of landscape. Ph.D. thesis. University of Warsaw, 2019.

Bulag 1998 — Bulag U. Nationalism and Hybridity in Mongolia. Oxford: Clarendon Press, 1998.

Charleux 2010 — Charleux I. ‘From ongon to icon’, in I.Charleux, G. Delaplace, Roberte Hamayon, and S. Pearce (eds), Representing Power in Ancient Inner Asia: Legitimacy, transmission and the sacred. Western Washington University, 2010. Pp. 209–261.

Chuluun et al. 2016 — Chuluun S. ,Tseveendorj D. Mongoliin archeologiin öv. Vol.5. Ulaanbaatar: Tüükh, 2016.

De Rachewiltz 2004 — De Rachewiltz I. The Secret History of The Mongols: A Mongolian Epic Chronicle of the Thirteenth Century, Vol.1. Leiden–Boston: Brill, 2004.

Erdenebat and Törbat 2011 — Erdenebat U., Törbat Ts. Ongon nutgiin öv soyol. Üzesgelengiin katologi. Ulaanbaatar: Mongoliin ündesnii muzei, 2011.

Evans, Humphrey 2003 — Evans C., Humphrey C. ‘History, Timelessness and the monumental: The oboos of the Mergen environs, Inner Mongolia’, Cambridge Archaeological Journal 13 (2). 2003. Pp. 195–211.

Fenner et al. 2014 — Fenner J. N., Tumen D., Khatanbaatar D. ‘Foot fit for a Khan: stable isotope analysis of the elite Mongol Empire cemetery at Tavan tolgoi, Mongolia’, Journal of Archaeological Science. 2014. 46. Pp. 231–244.

Gohen 2007 — Gohen E. The Story of Eej Khad: Mother Spirit of the Earth and Her Children // Independent Study Project (ISP) Collection. 136 [electronic resource. Publ. Date 2007] // URL: https://digitalcollections.sit.edu/isp_collection/136/

Halemba 2006 — Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion, London: Routledge, 2006. 240 p.

Humphrey 1993 — Humphrey C. ‘Avgai Khad: Theift and social trust in post-socialist Mongolia’. Anthropology Today 4. 1993.

Jamsran 1994 — Jamsran L. Dariganga süreg khoshuu. Ulaanbaatar: SHUA khevlel, 1994.

Kasakevich 1930 — Kasakevich V. A. Namogilnyye statui v Darigange. Poyezdka v Darigangu. Leningrad: Izdatel’stvo Akademii Nauk, 1930. 64 p.

Lkhagvasuren et al. 2016 — Lkhagvasuren G., Shin H., Lee S., Tumen D., Kim J. H, Kim K.-Y. et al. Molecular Genealogy of a Mongol Queen’s Family and Her Possible Kinship with Gengis Khan. PLos ONE. 2016. 11 (9). Pp. 1–31.

Mend-Ooyo 2013 — Mend-Ooyo G. Darigangyn tüükh soyol, baigal ekologi. Dariganga sum: Soyol yaruu nairgiin akademi, 2013.

National Statistics 2011 — National Statistics Office of Mongolia. Khün am oron tsuutsnii ulsiin toollogo: Negdsen dün. Ulaanbaatar: Gerelt Sudar Printing, 2011.

Smyrski 2008 — Smyrski Ł. ‘Cosmic ethnicity in southern Siberia’, trans. S. Sikora, in L. Mróz, and A.Posern-Zieliński (eds) // Exploring home, neighbouring and distance cultures. Warsaw: DiG, 2008. P. 260–268.

Sneath 2007 — Sneath D. ‘Ritual idioms and spatial orders: comparing the rites for Mongolian and Tibetan local deities’, in U. Bulag and H. Diemberger (eds), The Mongol-Tibet Interface: Opening new research terrains in Inner Asia. Leiden: Brill, 2007. Pp. 135–158.

Tatăr 1976 — Tatăr M. Two Mongol texts concerning the cult of the mountains. Acta Orientalia Academiae Scientiarum Humq XXX (1). 1976. Pp. 1–58.

Tseveen 1934 — Tseveen J. Darhad, Khövsgöl Nuuryn Urianhai, Dörvöd, Khoton, Bayad, Ööld, Myangad, Zahchin, Torguud, Hoshuud, Dariganga, Altain Urianhai, Khasag, Khamnigan naryn garal ündes baidlyn ögüülel. Ulaanbaatar: Shinjlekh Ukhaanii Khüreelen, 1934.

Tumen et al. 2006 — Tumen D., Navaan. D., and Erdene. M. Archaeology of the Mongolian Period: A Brief introduction. The Silk Road. 2006. 4 (1). Pp. 51–55.

Youn et al. 2007 — Youn M., Kim J. C., Kim H. K., Tumen D., Navaan D., and Erdene M. Dating the Tavan Tolgoi site, Mongolia: Burials of the Nobility from Genghis Khan’s era. Radiocarbon. 2007. 49, (2). Pp. 685–691.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.