К истории cоздания росписей центрального буддийского храма Калмыкии (2016–2019 гг.)
Digital object identifier
10.22162/2712-8431-2020-10-2-179-191
Аннотация
В статье изложена история создания росписей тханка в буддийском Центральном храме (хуруле) Республики Калмыкия, открывшемся в 2005 г. Предпринимается попытка анализа формирования сакральной художественной среды элистинского буддийского храма в контексте развития тибетско-калмыцких буддийских связей. Показаны этапы, особенности и сложности процесса росписи, который осуществляли прибывшие из Индии тибетские художники, владевшие традициями тханкописи. Излагаются документальные факты об организации и ходе работ, длительность которых составила неполных три года. Приведены сведения о тханкописцах, известные на сегодняшний день: биографические данные, характеристики, сведения о дальнейшей судьбе. Создав росписи Центрального хурула, эти художники оставили тем самым след в развитии духовной культуры Калмыкии.
Полный текст:
179-191Литература
Батырева 1991 — Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство: альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с., 102 л.
Бакаева 1994 — Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн.изд-во, 1994. 128 с.
Бакаева 2019 — Бакаева Э. П. Сила духовной связи // Далай-лама в Калмыкии: фотоальбом / фото Н. Бошева; авт. вступ. ст., сопровод. текста Э. Бакаева; пер. на англ. З. Помпаевой. Элиста, 2019. 152 с.
Батырева 2009 — Батырева С. Г. Архитектурно-художественные традиции хурулов Сякюсн Сюме, Бурхн Багшин Алтн Сюме. Этнические особенности искусства современной Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 59–67.
Говинда 1993 — Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья.1993. 459 с.
Далай-лама посетил... 2017 — Далай-лама посетил институт Норбулинка / пер. О. Селезневой // Сохраним тибет [сайт]. Опубликовано 13.03.2017. URL:
http://savetibet.ru/2017/03/13/dalai_lama.html (дата обращения 30.11.2020).
Дилова-хутухта Монголии... 2018 — Дилова-хутухта Монголии: политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы / пер. с англ. Е. В. Гордиенко. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018. 352 с. 11 ил.
Категории буддийской культуры 2000 — Островская Е. А. Категории буддийской культуры / ред.-сост. Е. П. Островская. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. С. 320. (Сер.: Orientalia).
Курасов 2014 — Курасов С. В. История исследования искусства Тибета в России: от начала русской тибетологии до середины XX века // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2014. № 6. С. 38–60.
Ламажаа 2019 — Ламажаа Ч. К. Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы [электронный ресурс]. 2019. № 3. Опубликовано 15.09.2019. URL:
https://nit.tuva.asia/nit/article/view/862 (дата обращения: 19.11.2020).
Лэрд 2010 — Лэрд Т. История Тибета. Беседы с Далай-ламой / пер. с англ. В. Г. Яковлева. М.: АСТ, Астрель, 2010. 607[1] с.
Ободоева 2019 — Ободоева Б. В. Современная буддийская живопись танка на территории этнической Бурятии // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 2А. С. 45–51.
Тибетские художники... 2009 — Тибетские художники завершили роспись буддийского храма в Элисте // Сохраним Тибет [сайт]. Опубликовано 06.04.2009. URL: http://savetibet.ru/2009/04/06/kalmykia_temple.html (дата обращения: 30.11.2020).
Уланов 2010 — Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России (социально-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2010. 369 с.
Бакаева 1994 — Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн.изд-во, 1994. 128 с.
Бакаева 2019 — Бакаева Э. П. Сила духовной связи // Далай-лама в Калмыкии: фотоальбом / фото Н. Бошева; авт. вступ. ст., сопровод. текста Э. Бакаева; пер. на англ. З. Помпаевой. Элиста, 2019. 152 с.
Батырева 2009 — Батырева С. Г. Архитектурно-художественные традиции хурулов Сякюсн Сюме, Бурхн Багшин Алтн Сюме. Этнические особенности искусства современной Калмыкии // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С. 59–67.
Говинда 1993 — Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья.1993. 459 с.
Далай-лама посетил... 2017 — Далай-лама посетил институт Норбулинка / пер. О. Селезневой // Сохраним тибет [сайт]. Опубликовано 13.03.2017. URL:
http://savetibet.ru/2017/03/13/dalai_lama.html (дата обращения 30.11.2020).
Дилова-хутухта Монголии... 2018 — Дилова-хутухта Монголии: политические мемуары и автобиография перевоплощения буддийского ламы / пер. с англ. Е. В. Гордиенко. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018. 352 с. 11 ил.
Категории буддийской культуры 2000 — Островская Е. А. Категории буддийской культуры / ред.-сост. Е. П. Островская. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. С. 320. (Сер.: Orientalia).
Курасов 2014 — Курасов С. В. История исследования искусства Тибета в России: от начала русской тибетологии до середины XX века // «Белые пятна» российской и мировой истории. 2014. № 6. С. 38–60.
Ламажаа 2019 — Ламажаа Ч. К. Геокультурные образы буддийского мира тувинцев: исторический контекст и современность // Новые исследования Тувы [электронный ресурс]. 2019. № 3. Опубликовано 15.09.2019. URL:
https://nit.tuva.asia/nit/article/view/862 (дата обращения: 19.11.2020).
Лэрд 2010 — Лэрд Т. История Тибета. Беседы с Далай-ламой / пер. с англ. В. Г. Яковлева. М.: АСТ, Астрель, 2010. 607[1] с.
Ободоева 2019 — Ободоева Б. В. Современная буддийская живопись танка на территории этнической Бурятии // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9. № 2А. С. 45–51.
Тибетские художники... 2009 — Тибетские художники завершили роспись буддийского храма в Элисте // Сохраним Тибет [сайт]. Опубликовано 06.04.2009. URL: http://savetibet.ru/2009/04/06/kalmykia_temple.html (дата обращения: 30.11.2020).
Уланов 2010 — Уланов М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России (социально-философский анализ): дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2010. 369 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.