Культовые объекты калмыков: к проблеме изучения

Марина Борисовна Марзаева

Digital object identifier


10.22162/2500-1523-2017-10-144-153


Аннотация


Система культовых объектов калмыков представляет собой
ландшафтные и антропогенные комплексы, сформировавшиеся на протяжении
нескольких столетий. История развития калмыцких культовых объектов
неразрывно связана с историей народа, и их изучение позволяет выделить
следующие этапы. Период со времени прихода калмыков на Волгу до XVIII в. —
начальный этап формирования сакрального пространства в природно-ландшафтных
условиях (которые являлись новыми для этнических предков калмыков), связанный
со временем адаптации к местности, а также и «адаптирования» новых земель
к мировоззренческим представлениям народа. На этом этапе происходили
процессы мифологизации природных объектов, определения на новой территории
сакральных мест — так называемых «мест силы». С XVIII в. начинается новый
этап, характеризующийся культовым строительством, в том числе в конце века —
стационарным. Второй этап отличается тем, что в этот период произошла откочевка
большей части народа, что привело к изменениям в территориальных границах
расселения народа и его этническом составе. Соответственные изменения про-
исходили и в системе культовых объектов калмыков. Сформированная система
просуществовала до 30-х гг. XX в., после чего начался процесс целенаправленного
разрушения сакральных объектов в условиях проведения в стране политики
воинствующего атеизма, а затем и насильственной депортации калмыцкого народа
(1943–1957 гг.). В последнем десятилетии XX в. начался современный этап раз-
вития системы культовых объектов.
Ключевые слова: Калмыкия, буддизм, культовые объекты, хурулы, ступы,
природные объекты


Полный текст:

144-153

Литература


Литература
Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Ре-
лигия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост.
лит., 2008. С. 161–200.
Бакаева Э. П. О субурганах Калмыкии // Буддийская культура и миро-
вая цивилизация на пороге III тысячелетия. Мат-лы науч. конф. Элиста:
КалмГУ, 2000. С. 117–123.
Бакаева Э. П. Сакральные места Калмыкии: к проблеме сохранения на-
следия // Буддизм в России и на Западе: исторический опыт и современные
реалии. Мат-лы Круглого стола, посвящ. 100-летиюбсо дня рожд. выдающ.
калмыц. религ. деятеля Геше Вангъяла. Элиста: КалмГУ, 2012. С. 31–42.
Батыров В. В. Проблемы этногенеза и этнической культуры монголо-
язычных народов. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2007. С. 68–77.
Борисенко И. В. Храмы Калмыкии: альбом. Элиста: Калм. кн. изд-во.
1994. 112 с.
Бембеев Е. В. Бааза-бакши: биография и духовная деятельность // Бааза-
бакши и его духовное наследие. Элиста: НПП «Джангар», 2013. С. 9–12.
Дорджиева Г. Ш. Репрессивное буддийское духовенство Калмыкии.
Элиста: Изд-во КалмГУ, 2014. 192 с.
Намруева Л. В. Роль традиций в конструировании современной этнич-
ности // «Джнгар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: про-
блемы сохранения и исследования. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 176–179.
Намруева Л. В. Об этнозащитной функции культуры (на примере
Калмыкии) // Культурное пространство регионов России. Волгоград: ООО
Волгоградск. науч. изд-во, 2012. С. 107–108.
Намруева Л. В. Конфессия как этнический маркер // Культура монго-
лоязычных народов в глобализирующемся пространстве. Элиста: Изд-во
КалмГУ, 2012. С. 122-124.
Семь звезд. Калмыцкие легенды и предания / сост. Д. Э. Басаев. Элиста:
Калм. кн. изд-во. 2004. 416 с.
Шантаев Б. А. Обряд поклонения «земле-воде» у калмыков-зюнгаров
(по материалам полевых исследований) // Проблемы этнической истории
и культуры тюрко-монгольских народов. Вып. 1. Элиста: КИГИ РАН,
2009. С. 191−197.
Шараева Т. И. К вопросу о родовых молениях // Проблемы этнической
истории и культуры тюрко-монгольских народов. Элиста: КалмНЦ РАН,
2016. Вып. IV. С. 187–195.
Шараева Т. И. К вопросу о трансформации родовых символов у кал-
мыков // Ежегодные научные чтения Калмыцкого института гуманитарных
исследований РАН—V. Элиста: КИГИ РАН, 2015а. С. 59–62.
Шараева Т. И. К вопросу изучения этнических маркеров калмыков:
родовые тамги // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследо-
ваний РАН. 2015б. №2. С. 93–103.
Церенов В. Субурган хана Дондог-Даши, или о нашем отношении к
национальным ценностям // Хальмг үнн. 2004. 2 октября,

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.