Орнамент в системе декора войлока: к вопросу о стиле калмыцкого прикладного искусства

Светлана Гарриевна Батырева

Digital object identifier


10.22162/2500-1523-2018-14-23-33


Аннотация


Статья посвящена анализу декора предметов кочевого быта, а именно: узорному войлоку калмыков. Выявление этнических особенностей, проецируемых в технике стеганого узора, необходимо для исследования истоков древнего искусства войлоковаляния. Геометрический линейный декор войлока как наиболее архаический пласт орнаментики представляет одну из художественных традиций калмыцкого прикладного искусства. Мировидение номадов, измеряемое в призме традиций, включает и образную структуру орнаментированного войлока, создаваемого приемами узорной стежки. Рассматривая в этом ракурсе орнамент, мы приходим к его основополагающей значимости в построении узорной композиции войлочных циновок. Орнамент как вид прикладного искусства сформировал графическую выразительность стеганого узора войлока и полихромный колорит вышивки зег, явлений, взаимосвязанных в своем происхождении. Техника строчевого узора нитями, сочетаемая с приемами вышивки и аппликации, уходит корнями в древнее искусство войлоковаляния. Наглядным свидетельством его древнего происхождения являются археологические материалы из курганов Ноин-Улы (Северная Монголия), дающие представление о кочевом хозяйстве номадов, их верованиях, погребальном обряде, изобразительном искусстве, а также технике декора войлочных изделий. Архаика древнего декора, проецирующая образную память предков, формирует стилевое своеобразие калмыцкого декоративно-прикладного искусства.


Полный текст:

23-33

Литература


ПМА — Полевые материалы автора. Рукопись. Записи мастера-прикладника Г. С. Васькина (1926–2005). [Polevye materialy avtora [Author’s field data]. Manuscript. Recordings. Informant: G. S. Vaskin (1926–2005), an applied artist.]

Аязбекова 2018 — Аязбекова С. Ш. Тюрко-монгольская музыкальная общность в контексте номадической и тенгрианской цивилизаций // Mongolica–XX: сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2018. С. 42–53. [Ayazbekova S. Sh. Turko-Mongolian musical affinity in the context of nomadic and Tengrist civilizations. Mongolica–XX. Coll. papers. St. Petersburg: Peterburgskoe Vostokovedenie, 2018. Pp. 42–53. (In Rus.)]

Батырева и др. 2015 — Батырева К. П., Батырева С. Г. Этническая картина мира как культурное наследие калмыков // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия. Сб. науч. ст. / отв. ред. И. И. Горлова М.; Краснодар: Мин-во культуры РФ, Южный филиал Российского научно-исследовательского ин-та культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, 2015. С. 345–356. [Batyreva K. P., Batyreva S. G. Ethnic worldview as a cultural heritage of the Kalmyks. Kul’turnoe nasledie Severnogo Kavkaza kak resurs mezhnatsional’nogo soglasiya. Coll. papers. I. I. Gorlova (ed.). Moscow; Krasnodar: Ministry of Culture of Russia, Southern Branch of Likhachev Russian Cultural and Natural Heritage Research Institute, 2015. Pp. 345–356. (In Rus.)]

Батырева 2006 — Батырева С. Г. Народное декоративно-прикладное искусство калмыков XIX – начала XX в. Элиста: АОр «НПП «Джангар», 2006. 160 с., илл. [Batyreva S. G. Narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo kalmykov XIX – nachala XX v. [Kalmyk folk decorative and applied arts: 19th – early 20th cc.]. Elista: Dzhangar, 2006. 160 p. (In Rus.)]

Гамзатова 2004 — Гамзатова П. Р. Архаические традиции в народном декоративно-прикладном искусстве (К проблеме культурного архетипа). М.: Editorial URSS, 2004. 144 с. [Gamzatova P. R. Arkhaicheskie traditsii v narodnom dekorativno-prikladnom iskusstve (K probleme kul’turnogo arkhetipa) [Archaic traditions in folk decorative and applied arts (the issue of cultural archetype revisited)]. Moscow: Editorial URSS, 2004. 144 p. (In Rus.)]

Елихина 2018 — Елихина Ю. И. Сокровища курганов Ноин-Улы (Северная Монголия). Находки экспедиции П. К.Козлова 1923–1926 гг., хранящиеся в Государственном Эрмитаже. Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 317 с. [Elikhina Yu. I. Sokrovischa kurganov Noin-Uly (Severnaya Mongoliya). Nakhodki ekspeditsii P. K.Kozlova 1923–1926 gg., khranyaschiesya v Gosudarstvennom Ermitazhe [Treasures of the Noin-Ula mounds (Northern Mongolia): finds of P. Kozlov’s 1923–1926 expedition contained in the State Hermitage Museum]. Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 317 p. (In Rus.)]

Житецкий 1893 — Житецкий И. А. Астраханские калмыки. Наблюдения и заметки в 2-х очерках. Астрахань: Тип. «Астраханского листка», 1893. 214 c. [Zhitetsky I. A. Astrakhanskie kalmyki. Nablyudeniya i zametki v 2-kh ocherkakh [Astrakhan Kalmyks: observations and notes in two essays]. Astrakhan: Astrakhansky Listok, 1893. 214 p. (In Rus.)]

Кореняко 2002 — Кореняко В. А. Искусство народов Центральной Азии и звериный стиль. М.: Вост. лит., 2002. 327 с., илл. (Серия «Культура народов Востока: материалы и исследования»). [Korenyako V. A. Iskusstvo narodov Tsentral’noy Azii i zverinyy stil’ [Central Asian folk arts and the Animal style]. Moscow: Vost. Lit., 2002. 327 p. (Ser. ‘Oriental Cultures: Materials and Studies’). (In Rus.)]

Кочешков 1979 — Кочешков Н. В. Декоративное искусство монголоязычных народов ХIХ – середины ХХ вв. / отв. ред. С. В. Иванов. М.: Наука, 1979. 206 с. [Kocheshkov N. V. Dekorativnoe iskusstvo mongoloyazychnykh narodov XIX – serediny XX vv. [Decorative arts of Mongolic peoples: 19th – mid-20th cc.]. S. V. Ivanov (ed.). Moscow: Nauka, 1979. 206 p. (In Rus.)]

Мелетинский 1995 — Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Наука, 1995. 406 с. [Meletinsky E. M. Poetika mifa. Issledovaniya po fol’kloru i mifologii Vostoka [Poetics of the myth: investigating folklore and mythology of the Orient]. Moscow: Nauka, 1995. 406 p. (In Rus.)]

Пальмов 1921 — Пальмов Н. Н. Несколько слов по вопросу о культурно-художественных влияниях, каким мог подвергаться калмыцкий народ в продолжении своей исторической жизни // К открытию Областного Калмыцкого историко-этнографического музея. Астрахань: Изд. ЦИК Автономн. Калм. обл-ти, 1921. С. 6–14. [Palmov N. N. A few words about cultural and artistic influences experienced by the Kalmyk people throughout their historical development. K otkrytiyu Oblastnogo Kalmytskogo istoriko-etnograficheskogo muzeya. Astrakhan: Centr. Committee of Kalm. Autonom. Oblast, 1921. Pp. 6–14. (In Rus.)]

Сычев 1967 — Сычев Д. В. Заметки о калмыцком орнаменте // О калмыцком прикладном искусстве. Волгоград, 1967. С. 36–52. [Sychev D. V. Notes about Kalmyk ornamental patterns. O kalmytskom prikladnom iskusstve [Kalmyk applied arts]. Volgograd, 1967. Pp. 36–52. (In Rus.)]

Фаворский 1982 — Фаворский В. А. Как я работал над «Джангаром» // Восток в творчестве В. А. Фаворского. Сб. мат-лов и каталог выставки. М.: Советский художник, 1982. С. 21–28. [Favorsky V. A. How I worked on (illustrations to) the Jangar (epic). Vostok v tvorchestve V. A. Favorskogo. Coll. papers. Moscow: Sovetskiy Khudozhnik, 1982. Pp. 21–28. (In Rus.)]

Батчулуун 1999 — Батчулуун Лунтенгийн. Монгол эсгий ширмэлийн урлаг (Монгольское искусство войлоковаляния). Улаанбаатар: Интерпресс, 1999. 499 х. [Batchuluun Luntengiyn. Mongol esgiy shirmeliyn urlag [Mongolian felt art]. Ulaanbaatar: Interpress, 1999. 499 p. (In Mong.)]

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.