Животные в приметах монгольских народов

Александр Борлаевич Лиджиев, Е. В. Ванькаева

Digital object identifier


10.22162/2500-1523-2018-15-67-80


Аннотация


Статья посвящена исследованию примет монгольских народов, дается их определение, выделяются основные виды их типологизации. Традиционная народная культура обладает такой важной функцией, как прогностическое действие, которое обычно строится на преднамеренном знании, а в некоторых случаях ― на интерпретации получаемых извне знаков или явлений, которые требуют толкования. Подобного рода знаки могут быть «добрыми» или «дурными», их интерпретация и толкование зависит от человека и традиционной культуры.
Традиционная народная культура обладает необходимым набором инструментов для истолкования положительных или негативных сигналов и знаков, которые были накоплены и выработаны этносом на протяжении многих тысячелетий.
Цель статьи заключается в исследовании примет монгольских народов, бытующих в малых формах и являющихся отголосками древних архаичных представлений об устройстве мира. В работе рассматриваются приметы, прогностический характер которых связан с животными, птицами, насекомыми и основывается на их поведении, внешнем виде или встрече с ними.
Приметы передают устойчивые формы образного мышления и модели поведения носителей культуры, а в культурологическом аспекте наиболее адекватно и максимально широко охватывают и отображают этнолингвистическую картину мира.


Полный текст:

67-80

Литература


БАМРС 2001 ― Большой академический монгольско-русский словарь. Т. I. М.: Academia, 2001. 485 с. [Bol’shoy akademicheskiy mongol’sko-russkiy slovar’ [Great Academic Mongolian-Russian Dictionary]. Vol. I. Moscow: Academia, 2001. 485 p. (In Mong. and Rus.)]

Басангова 2016 — Басангова Т. Г. Паук в фольклорной традиции калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2016. № 2. С. 154–159. [Basangova T. G. The spider in the folklore tradition of the Kalmyks. Vestnik Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issledovaniy RAN. 2016. Is. 2. Pp. 154–159. (In Rus.)]

Донова 2009 — Донова О. В. Сопоставление символов в культурной семантике фразеологизмов китайского и русского языков // Мир науки, культуры, образования. 2009. № 3 (15). С. 78–82. [Donova O. V. Symbols in cultural semantics of Chinese and Russian phraseologisms: a comparative perspective. Mir nauki, kul’tury, obrazovaniya. 2009. No. 3 (15). Pp. 78–82. (In Rus.)]

Душан 2016 — Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с. (Серия «Manuscriptum Orientalica»). [Dushan U. D. Izbrannye trudy [Selected works]. Elista: Kalm. Hum. Res. Inst. of RAS, 2016. 376 p. (Ser. ‘Manuscriptum Orientalica’). (In Rus.)]

Завьялова 2013 — Завьялова Е. Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации // Проблемы филологии, культурологии и искусствознания. 2013. № 2. С. 187–193. [Zavyalova E. E. Superstitious beliefs as a folklore genre: an experience of systematization. Problemy filologii, kul’turologii i iskusstvoznaniya. 2013. No. 2. Pp. 187–193. (In Rus.)]

Зиновьева 2012 — Зиновьева Е. И. Орнитоним сорока в русском языке и культуре: универсальное и национально-специфичное // Мир русского слова. № 4. СПб.: Общество преподавателей русского языка и литературы, 2012. С. 82–86. [Zinovieva E. I. The ornithonym ‘magpie’ in Russian language and culture. Mir russkogo slova. No. 4. St. Petersburg: Society of Russian Language and Literature Teachers, 2012. Pp. 82–86. (In Rus.)]

Иванов, Топоров 2008 — Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы //Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 2008 (Советская энциклопедия, 1980). С. 837–840. [электронный ресурс] //URL:https://archive.org/details/Myths_of_the_Peoples_of_the_World_Encyclopedia_Electronic_publication_Tokarev_and_others_2008 (дата обращения: 15.11.2018) [Ivanov V. V., Toporov V. N. The Birds. Mify narodov mira: Entsiklopediya [Myths of the World: encyclopedia]. Online ed.. Moscow, 2008 (Reprint: Sovetskaya Entsiklopediya, 1980). Pp. 837–840. An Internet resource: see hyperlink above (accessed: 15 November 2018). (In Rus.)]

Козлова 2015 — Козлова Н. К. Убить змею ― душеспасительное ли дело? // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 10. С. 287–294. [Kozlova N. K. To kill a snake — whether it a soul-winning business? Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. No. 10. Pp. 287–294. (In Rus.)]

Очир 2016 — Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 286 с. [Ochir A. Mongol’skie etnonimy: voprosy proiskhozhdeniya i etnicheskogo sostava mongol’skikh narodov [Mongolian ethnonyms: origins and ethnic structures of Mongolic peoples revisited]. Elista: Kalm. Hum. Res. Inst. of RAS, 2016. 286 p. (In Rus.)]

Пропп 2000 — Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с. [Propp V. Ya. Istoricheskie korni volshebnoy skazki [Historical roots of the magic fairy tale]. Moscow: Labirint, 2000. 336 p. (In Rus.)]

Пермяков 1975 — Пермяков Г. Л. К Вопросу о структуре паремиологического фонда // Типологические исследования по фольклору. М.: Нау­ка, 1975. С. 247–274. [Permyakov G. L. Structure of the paremiological fund revisited. Tipologicheskie issledovaniya po fol’kloru. Moscow: Nauka, 1975. Pp. 247–274. (In Rus.)]

Пивкина 2016 — Пивкина С. В. Роль насекомых в эрзянской народной традиции // Вестник Марийского университета. 2016. Т. 10. № 2 (22). С. 88–90. [Pivkina S. V. Role of insects in the Erzya folk tradition. Vestnik Mariyskogo universiteta. 2016. Vol. 10. No. 2 (22). Pp. 88–90. (In Rus.)]

ППЗКРОК 2007 ― Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая. Элиста: Джангар, 2007. 839 с. [Poslovitsy, pogovorki i zagadki kalmykov Rossii i oyratov Kitaya [Russia’s Kalmyks and China’s Oirats: proverbs, sayings and riddles]. Elista: Dzhangar, 2007. 839 p. (In Kalm. and Rus.)]

Шахнович 1984 — Шахнович М. И. Приметы верные и суеверные: Атеистические очерки народного знания и бытового суеверия. Л.: Лениздат, 1984. 190 с., ил. [Shakhnovich M. I. Primety vernye i suevernye: Ateisticheskie ocherki narodnogo znaniya i bytovogo sueveriya [Truthful and superstitious beliefs: atheistic essays on folk wisdom and household superstitions]. Leningrad: Lenizdat, 1984. 190 p. (In Rus.)]

Эрдэнэболд 2012 — Эрдэнэболд Л. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX – начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2012. 196 с. [Erdenebold L. Traditsionnye verovaniya oyrat-mongolov (konets XIX – nachalo XX v.) [Traditional beliefs of the Oirat Mongols (late 19th – early 20th cc.)]. Ulan-Ude: Buryat Sc. Center (Sib. Br. of RAS), 2012. 196 p. (In Rus.)]

Эрдниев 1985 — Эрдниев У. Э. Калмыки. Историко-этнографические очерки. 3-е изд., доп. и перераб. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985. 282 с. [Erdniev U. E. Kalmyki. Istoriko-etnograficheskie ocherki [The Kalmyks: historical and ethnographic essays]. 3rd ed., rev. and suppl. Elista: Kalmyk Book Publ., 1985. 282 p. (In Rus.)]

Ирэдуй, 1992, монгол, ордосец, АРВМ КНР. Зап. 09.06.2016. [Iradui, b. 1992, Mongol, Ordos, Inner Mongolia Autonomous Region, PRC. Recorded on 9 June 2016.]

Надмидцерен, 1994, ойрат, торгоут, СУАР КНР. Зап. 20.12.2017. [Nadmitseren, b. 1994, Oirat, Torghut, Xinjiang Uighur Autonomous Region, PRC. Recorded on 20 December 2017.]
Уйхан, 1993, монголка, АРВМ КНР. Зап. 24.03.2018. [Wuhan, b. 1993, Mongol, Inner Mongolia Autonomous Region, PRC. Recorded on 24 March 2018.]

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.