К ИССЛЕДОВАНИЮ ЭТНИЧЕСКОЙ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА БОЖЕСТВА БЕЛЫЙ СТАРЕЦ У ОЙРАТОВ МОНГОЛИИ И КАЛМЫКОВ РОССИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПОЛЕВОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО УБСУНУРСКОМУ АЙМАКУ МОНГОЛИИ)

Эльза Петровна Бакаева

Digital object identifier




Полный текст:

43-78

Литература


Полевые материалы автора
Список информантов
Ноостын Баатарших, 1962 г.р., дөрвөд ‘дербет’, харлаг мөртә овог, сомон Бөхмөрөн Убсунурского аймака Монголии
Буйнжаргалын (Тогтохын) Цееджин, 1930 г.р., дөрвөд ‘дербетка’, хонч күүкн овог, сомон Бөхмөрөн Убсунурского аймака Монголии
Загдын Жалцандулам, 1983 г.р., дөрвөд ‘дербетка’, бааҗ овог, сомон Өмнөгөвь Убсунурского аймака Монголии
Мичидын Норовсамбуу, 1955 г.р., дөрвөд ‘дербет’, их тугтан овог, сомон Сагил Убсунурского аймака Монголии
Мөнкин Пагма, 1958 г.р., дөрвөд ‘дөрвөд ‘дөрвөд дөрвөд ‘дербетка’, седркә зуутраг овог, сомон Өлгий Убсунурского аймака Монголии
Надмидын Баттулга, 1987 г.р., дөрвөд ‘дербет’, сомон Бөхмөрөн Убсунурского аймака Монголии
Нандагийн Ноосра, 1942 г.р., дөрвөд ‘дербет’, шангас ястан, сомон Өлгий Убсунурского аймака Монголии
Өлзий Батхүү, баяд ’баит’, г. Улангом Убсунурского аймака Монголии
Самдын Балжинима, 1946 г.р., дөрвөд ‘дербет’, бөкнүд овог, сомон Завхан Убсунурского аймака Монголии
Шавганцын Аюуш, 1956 г.р., дөрвөд ‘дербет’, бөхнуд яста (их уруг), Алдар баг, сомон Наранбулаг Убсунурского аймака Монголии
Цагантувшин Янжид, 1941 г.р., дөрвөд ‘дербет’, овог тавинхин, сомон Ховд Убсунурского аймака Монголии
Эрднийн Чулуун, 1941 г.р., дөрвөд ‘дербетка’, төгрөгийн овог, сомон Ховд Убсунурского аймака Монголии

Литература
Алтайн урианхайн угсаатны зүй. Улаанбаатар: «Китаб» ХХК, 2014. 256 х.
Аюуш Ц. Дөрвөөд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 27−106.
Баатархүү Б. Алтайн туваачудын «Шага» буюу цагаалах ёс // Тува: түүх, хэл, соёл. Улаабаатар: Соёмбо принтинг, 2013. 264−277 х.
Бадамхатан С. Хотон // Монгол улсын угсаатны зүй. III боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. 284−285 х.
Бадамхатан С., Лхагвасүрэн И. Алтайн урианхай // Монгол Улсын угсаатны зүй. II боть. Уланбатар: Монсудар, 2012. 396–399 х.
Бакаева Э. П. Белый старец: особенности мифологических характеристик у калмыков // Доклады и тезисы Международного симпозиума «Бурят-монголы накануне Ш тысячелетия: опыт кочевой цивилизации. Россия-Восток-Запад в судьбе народа». Улан-Удэ, 1997. С. 78−81.
Бакаева Э. П. Добуддийские верования калмыков. Элиста: АПП «Джангар», 2003. 358 с.
Бакаева Э. П. К этноспецифической характеристике ламаизма: о культе Цаган авга // История и культура монголоязычных народов: источники и традиции. Междунар. «круглый стол» монголоведов (Улан-Удэ, октябрь 1989 г.). Тезисы докл. и сообщ. Улан-Удэ: БИОН СО РАН, 1989.С. 10–12.
Бакаева Э. П. «Лесной народ» и его степные потомки: из опыта реконструкции древних верований ойратов // VII Лазаревские чтения «Лики традиционной культуры в современном культурном пространстве: полифония и диалог смыслов». Мат-лы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, 3−6 июня 2015 г.). Челябинск: ЧГАКИ, 2015. С. 188−194.
Бакаева Э. П.  Обряды с жертвенными животными у калмыков: бытование, символика, субэтнические различия // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Элиста: Изд-во КГУ, 2007. С. 16−35.
Бакаева Э. П. Сакральные коды культуры калмыков. Элиста: ИКИАТ, 2009. 158 с.
БАМРС — Большой монгольско-русский словарь. Отв. ред.Г. Ц. Пюрбеев. Т. 1. А–Г. М.: Academia, 2001. 520 с.; Т. 2. Д–О. М.: Academia, 2001 .536 с.; Т. 3. Ө–Ф. Academia, 2001. 440 с.; Т. 4. Х–Я. М.: Academia, 2002. 532  с.
Банзаров Д. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Изд-во БЦ СО РАН, 1997. 240 с.
Батчулуун Сэргэлэн. Образ Цаган эбугена — Хозяина Земли в искусстве монголоязычных народов: Монголия, Калмыкия, Бурятия. Дис…. канд. иск-я. Екатеринбург, 2004.
Батырева С. Г. К вопросу региональной специфики иконографии Белого Старца (монголо-ойратские и бурятские параллели в живописи буддистов) // VIII Международный конгресс монголоведов (Улан-Батор, 5−12 августа 2002 г.). Докл. росс. делегации. М.: «Гуманитарий», 2002. С. 171−177.
Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII − начала XX века. Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005. 155 с.
БНМАУ-ын угсаатны зүй. XIX−XX зууны зааг үе. 1 боть. Халхын угсаатны зүй. Улаанбаатар: Улсын хэвлийн газар, 1987. 430 х.
Буяндалай Ж. Торгуудын тэмдэглэл. Улаанбаатар: [б.и.], 2001. 88 х.
Ганболд М. Ойрад монголчуудын байгаль хамгаалах уламжлал. Улаан­баатар: «Соёмбо принтинг» ХХК, 2012. 190 х.
Жамбалсүрэн Ц.-Н. Давст нутгийн Алтан шаштир. Улаанбаатар: «НОМ ХУР» ХК, 2015. 464 х.
Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1977. 200 с.
Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. 297 с.
Жуковская Н. Л. Цаган эбуген // Мифы народов мира. Т. II. М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 611.
Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2002. 247 с.
Золбаяр Г., Баатархүү Б. Тува малчин // Монгол улсын угсаатны зүй. III боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. 364-368 х.
КРС — Калмыцко-русский словарь. М.: Рус. яз, 1977. 768 с.
Б. Катуу. Далай их Давстыхны утга соёл. Улаанбаатар: «НОМ ХУР» ХХК, 2015. 320 х.
Кимеев В. М., Терентьев В. И., Акулова А. С., Ширин Ю. В., Лхагвасурэн Батсуурь. Очерки Западной Монголии. Т.1. Традиции и современность. Кемерово: Примула, 2012. 206 с.
Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. М., 1992. 318 с.
Ламаизм в Бурятии XVIII – начала ХХ века. Структура и роль культовой системы. Новосибирск: Наука, 1983.
Лхагвасурэн Инчинхорлоо. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографические очерки (конец XIX − начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 178 с.
Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Уланбатар: Монсудар, 2012. 534 х.
Музраева Д. Н. “Сутра, именуемая “Способная усмирить и подавить землю и воду” (γazar usuni nomoγodxon darüülün čidaqči kemekü sudur) из коллекции Н.Д. Кичикова (1901-1986) // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2009. № 2. С.88–96.
Неклюдов С. Ю. Ойрат-калмыцкая мифология // Мифы народов мира. Т. II. М: Сов. энциклопедия, 1982. С. 247−248.
Неманова Э. П. Семантика образа Белого старца в традиционной культуре монгольских народов. Дис… канд. ист. наук: 24.00.01. Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ, 2004. 194 с.
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии связи с отношением сего последнего к народу. СПб., 1887. XVI+492+V с., илл.
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии связи с отношением сего последнего к народу. (Серия «Наше наследие»). Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. XVI+492+V с., илл.
Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. 3, 4. СПб., 1883.
Тангад Д. Торгууд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. 167−251 х.
Таяа Д. Хөх мончагийн цагаан сар // Тува: түүх, хэл, соёл. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2013. 278−290 х.
Тюхтенева С. П. Земля. Вода. Хан Алтай. Этническая культура алтайцев в XX веке. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. 169 с.
Футаки Х. Классификация текстов о Белом старце // Mongolica-V. СПб., 2001. С. 33–37.
Шараева Т.И. К проблеме изучения маркеров рода: символика и функции «өлгц» // Монголоведение: сб. науч. трудов. Вып. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2003. С. 265−272.
Шараева Т.И. Современное бытование сакрального маркера өлгц у калмыков (по материалам полевых исследований 2008−2010 гг.) // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов: сб. науч. трудов. Вып. 2. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 158−184.
Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX − начало XX вв.). Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. 312 с.
Эрдэнэболд Лхагвасурэн. Традиционные верования ойрат-монголов (конец XIX − начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2012. 196 с.
Sárközi A. Incense-offering to the White Old Man // Documenta Barbarorum. Wiesbaden. 1983. P. 357–369

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.