Сакральные места (объекты) в культуре калмыков: Одинокий тополь

Анна Басанговна Хейчиева

Digital object identifier


10.22162/2500-1523-2017-11-91-101


Аннотация


В данной статье прослеживается поклонение дереву, культ которого возник еще до появления основных мировых религий. Одинокий тополь в пространстве современной культуры калмыцкого народа является сакральным объектом, поклонение которому может наделить благодатью, потомством и здоровьем. При этом обряды, которые проводятся у дерева-старожила, имеют древние корни, которые переплелись с буддийской традицией.
Ключевые слова: сакральные места, дерево, калмыки, Одинокий тополь


Полный текст:

91-101

Литература


Литература
Агапкина Т. А. Дерево и человек: одна судьба на двоих // Ethnolinguistica Slavica. М., 2013. С. 42–58. URL: http://slawa.su/weles/2772-derevo-i-chelovek-odna-sudba-na-dvoikh.html (дата обращения: 03.12.2017).
Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии: основные этапы истории // Буддизм России. 2009. № 42. С. 9–18.
Бакаева Э. П. Этническая специфика калмыцкого буддизма // Новый исторический вестник. 2011. № 29. С. 16–24.Бакаева Э. П., Сангаджиев Ю. И. Символика центра в традиционном жилище калмыков: от кочевого к оседлому образу жизни // Материальные и духовные основы калмыцкой государственности в составе Росcии: мат-лы междунар. науч. конф (к 360-летию со дня рождения хана Аюки) (г. Элиста, 22–25 мая 2002 г.). Элиста: КалмГУ, 2002. С. 3–5.
Басангова Т. Г. Демонологические персонажи в фольклоре калмыков // Новые исследования Тувы. 2011. № 2–3 (10–11). С. 269–278.
Басангова Т. Г. Дерево в калмыцкой фольклорной традиции // Национальные образы мира в художественной культуре: мат-лы междунар. науч. конф., приур. к 85-летию со дня рождения выдающегося литературоведа, философа, культуролога Георгия Дмитриевича Гачева (1929–2008) (г. Нальчик, 24–26 октября 2014 г.). Нальчик: Изд-во КБГУ, 2015. С. 594–600.
Басангова Т. Г. Змея в мифологии калмыков // Новые исследования Тувы. 2014. № 2 (22). С. 75–79.
Басангова Т. Г. Культурный герой в мифологии калмыков // Мир Центральной Азии-3. Улан-Удэ, 2012. С. 616–619.
Бурыкин А. А. Почему рукоятка плети Хонгора сделана из одинокого кизилового дерева? (еще один этнографический комментарий к мотивам «Джангара») // Калмыки и их соседи в составе Российского государства: мат-лы междунар. науч. конф. (г. Элиста, 7–11 сентября 2001 г.). Элиста: … 2002. С. 162–164.
Горяева Б. Б. Мифологическое трехмирие в калмыцком героическом эпосе «Джангар» и сказках // «Джангар» и эпические традиции тюрко-монгольских народов: проблемы сохранения и исследования: мат-лы III междунар. науч. конф-и, посвящ. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 15–16 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 88–91.
Дорджиева Г. Ш. Багша Пурдаш — Очир Джунгруев // Проблемы отечественной и всеобщей истории: сб. науч. тр. Элиста: Изд-во КГУ, 2007. С. 43–47.
Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 194 с.
Кичиков А. Ш. Героический эпос «Джангар». Сравнительно-типологическое исследование памятника. 2-е изд., реприн. М.: Наука, 1994. 320 с.
Манджиева Б. Б. К вопросу изучения образа героя калмыцкой богатырской сказки // Литературное обозрение: история и современность. 2015. № 5 (5). С. 6–63.
Манджиева Б. Б. Номинация героя в калмыцких богатырских сказках //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 108–112.
Мифы народов мира . Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. А–К. 671 с.
Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1988. Т. 2. К–Я. 719 с.
Неклюдов С. Ю. Монгольских народов мифология // Мифы народов мира. М., 1988. Т. 2. С. 170–174.
Николаева Д. А. Образ дерева в мифологических воззрениях и обрядово-ритуальной практике бурят (конец XIX – начало XX вв.) // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2017. № 1 (12). С. 14–19.
Одинокий тополь — памятник живой природы [Электронный ресурс] // URL: https://vkalmykii.com/odinokij-topol-pamyatnik-zhivoj-prirody (дата обращения: .....).
Пюрбеев Г. Ц . (=Пүрбән Григорий). Эпос «Джангар»: культура и язык (=Җаңһр дуулвр: сойл болн келн). 2-е изд., перераб. Элиста: Джангар, 2015. 280 с.
Санчиров В. П. О топониме «Орын ганц модн» в ойратском сочинении XVIII века «История Хо-Урлюка» // Монголоведение. 2011. № 5. С. 57–64.
Священный «Одинокий тополь» пострадал от удара молнии, но выстоял [Электронный ресурс] // URL: http://uralan.info/index.php/culture/item/6370-svyashchennyj-odinokij-topol-postradal-ot-udara-molnii-no-vystoyal (дата обращения: ... ).
Селеева Ц. Б. Специфическое и универсальное в образе героя калмыцкой богатырской сказки и эпоса «Джангар» // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 151–155.
Содномпилова М. М. Мир в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. 366 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. 225 с.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Человек. Общество. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1989. 243 с.
Убушиева Д.В. Верхний мир мифологического трехмирия (на материале багацохуровского цикла калмыцкого героического эпоса «Джангар») // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Материалы международной научной конференции. Элиста, 2009. С. 624–628.Шараева Т. И. К проблеме изучения маркеров рода: символика и функции «өлгц» // Монголоведение. 2003. № 2. С. 265–271.
Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурдаш Джунгруева. У святынь Тибета // Проблемы монгольской филологии. Элиста, 1988. С. 139–140. URL: http://uralan.info/index.php/culture/item/6370-svyashchennyj-odinokij-topol-postradal-ot-udara-molnii-no-vystoyal (дата обращения: 04.12.2017).

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.