О символике воротника в традиционной одежде ойратских народов
Digital object identifier
Аннотация
В статье на основе литературных и полевых источников освещается символика воротника в традиционной одежде ойратов. Значение воротника определено символической связью верхней части костюма с понятием верха в традиционной картине мира, а также представлениями о необходимости защиты части тела человека, которая представляется уязвимой, и традиционными воззрениями, согласно которым воротник символически может быть вместилищем «души» человека. Символика воротника-стойки, который характерен для мужского костюма западно-монгольских народов, связана с указанными представлениями. Символика большого белого воротника в женском костюме, имеющего специфический декор, связана с почитанием гор Алтая. Приводятся и другие сведения о символике воротника в культуре ойратов.
Полный текст:
26-38Литература
Информант Жандагийн Отгон. Олётка, овог — элжигид, 48 лет, сомон Эрдэнэбүрэн Кобдоского аймака Монголии.
Литература
Алексеева Т. П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания // Культурное наследие Сибири. 2011. № 12. С. 5–23.
Алтайн урианхайн угсаатны зүй / ред. Г. Золбаяр, М. Ганболд. Улаанбаатар: «Китаб» ХХК, 2014. 256 х.
Амгалан М. Баруун Монголчуудын эдийн соёлын дурсгалт зүйлс. Улаанбаатар: Монсудар, 2008. 211 х.
Аюуш Ц. Дөрвөд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 27−106.
Батнасан Г. Баяд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 253–360.
Большой монгольско-русский словарь / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 1. А–Г. М.: Academia, 2001. 520 с.; Т. 2. Д–О. М.: Academia, 2001. 536 с.; Т. 3. Ө–Ф. Academia, 2001. 440 с.; Т. 4. Х–Я. М.: Academia, 2002. 532 с.
БНМАУ-ын угсаатны зүй. XIX–XX зууны зааг үе. 1 боть. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1987. 432 с.
Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. 222 с.
Ганболд М. Ойрад монголчуудын байгаль хамгаалах уламжлал. (Biblioteca Oiratica XVIII). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2012. 190 х.
Дашковский П. К., Карымова С. М. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 252 с.
Дисан Т. Өөлд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 107–166.
Ефимова Е. М. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде: дис. ... канд. культ. наук. Улан-Удэ, 2006. 143 с.
Кузнецов И. В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. М.: Вост. лит-ра, 1994. 294 с.
Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование (конец XIX − начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 176 с.
Миненко Л. В. Семантика орнаментов предметов вещной культуры коренных народов Западной Сибири // Актуальные проблемы социокультурных исследований. Кемерово: КемГУКИ, 2006. Вып. 2. С. 97–108.
Москвина М. В. Cтатусный символизм традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 83–86.
Орлова Е. А. Символика национального свадебного костюма женщин-телеуток // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (24–26 сентября 2014 г.). Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2014. С. 88–90.
Орлова Е. А. Символика воротника-тяка в традиционной женской одежде телеутов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. Вып. № 2 (18). С. 146–148.
Орлова Е. А. Сакральные функции традиционной женской одежды телеутов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История. Филология. 2016. Т. 15. № 7. Археология и этнография. С. 169–177.
Сем Т. Ю. Символика и семантика обрядовой одежды тунгусов (к иконографии богов плодородия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Сер. 2. Вып. 4. C. 245–255
Содномпилова М. М. Традиционная одежда монгольских народов в ритуале и как инструмент социализации // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2013. № 2 (3). С. 152–165.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.
Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / сост. и перевод Б. Х. Тодаевой. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 839 с.
Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX – нач. XXI в.). Элиста: НПП «Джангар», 2011. 128 с.
Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: дис. … д-ра культурологических наук. Саранск, 2012. 420 с.
Литература
Алексеева Т. П. Традиционный национальный костюм как модель мироздания // Культурное наследие Сибири. 2011. № 12. С. 5–23.
Алтайн урианхайн угсаатны зүй / ред. Г. Золбаяр, М. Ганболд. Улаанбаатар: «Китаб» ХХК, 2014. 256 х.
Амгалан М. Баруун Монголчуудын эдийн соёлын дурсгалт зүйлс. Улаанбаатар: Монсудар, 2008. 211 х.
Аюуш Ц. Дөрвөд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 27−106.
Батнасан Г. Баяд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 253–360.
Большой монгольско-русский словарь / отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 1. А–Г. М.: Academia, 2001. 520 с.; Т. 2. Д–О. М.: Academia, 2001. 536 с.; Т. 3. Ө–Ф. Academia, 2001. 440 с.; Т. 4. Х–Я. М.: Academia, 2002. 532 с.
БНМАУ-ын угсаатны зүй. XIX–XX зууны зааг үе. 1 боть. Улаанбаатар: Улсын хэвлэлийн газар, 1987. 432 с.
Бутанаев В. Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан: Хакас. кн. изд-во, 1996. 222 с.
Ганболд М. Ойрад монголчуудын байгаль хамгаалах уламжлал. (Biblioteca Oiratica XVIII). Улаанбаатар: Соёмбо принтинг, 2012. 190 х.
Дашковский П. К., Карымова С. М. Вещь в традиционной культуре народов Центральной Азии: философско-культурологическое исследование. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2012. 252 с.
Дисан Т. Өөлд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 107–166.
Ефимова Е. М. Семантика картины мира якутов в традиционной одежде: дис. ... канд. культ. наук. Улан-Удэ, 2006. 143 с.
Кузнецов И. В. Одежда армян Понта. Семиотика материальной культуры. М.: Вост. лит-ра, 1994. 294 с.
Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование (конец XIX − начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 176 с.
Миненко Л. В. Семантика орнаментов предметов вещной культуры коренных народов Западной Сибири // Актуальные проблемы социокультурных исследований. Кемерово: КемГУКИ, 2006. Вып. 2. С. 97–108.
Москвина М. В. Cтатусный символизм традиционных женских украшений тюркских народов Саяно-Алтая // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 3. С. 83–86.
Орлова Е. А. Символика национального свадебного костюма женщин-телеуток // Народы и культуры Южной Сибири и сопредельных территорий: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 70-летию Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории (24–26 сентября 2014 г.). Абакан: Хакас. кн. изд-во, 2014. С. 88–90.
Орлова Е. А. Символика воротника-тяка в традиционной женской одежде телеутов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2015. Вып. № 2 (18). С. 146–148.
Орлова Е. А. Сакральные функции традиционной женской одежды телеутов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия История. Филология. 2016. Т. 15. № 7. Археология и этнография. С. 169–177.
Сем Т. Ю. Символика и семантика обрядовой одежды тунгусов (к иконографии богов плодородия) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2007. Сер. 2. Вып. 4. C. 245–255
Содномпилова М. М. Традиционная одежда монгольских народов в ритуале и как инструмент социализации // Известия Иркутского государственного университета. Сер. «Геоархеология. Этнология. Антропология». 2013. № 2 (3). С. 152–165.
Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир / Львова Э. Л., Октябрьская И. В., Сагалаев А. М., Усманова М. С. Новосибирск: Наука, 1988. 225 с.
Пословицы, поговорки и загадки калмыков России и ойратов Китая / сост. и перевод Б. Х. Тодаевой. Элиста: НПП «Джангар», 2007. 839 с.
Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков (XIX – нач. XXI в.). Элиста: НПП «Джангар», 2011. 128 с.
Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: дис. … д-ра культурологических наук. Саранск, 2012. 420 с.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.