Иконография Белого старца: ойрато-калмыцкие параллели (по материалам экспедиции в Западную Монголию, 2007)

Светлана Гарриевна Батырева

Digital object identifier




Аннотация


Статья посвящена сравнительному анализу буддийской живописи Западной Монголии и Калмыкии. Объектом исследования является традиционное изобразительное искусство, целью – выявление и характеристика локальных особенностей иконографии буддизма. Рассматривая образцы живописи, связанные с культом Природы, в интерпретации канона автор выявляет общее и особенное композиции и колорита, пропорций и атрибутики образов искусства регионов. В живописном воплощении иконографического канона фиксируются его локальные вариации, обусловленные конкретными условиями бытия. Последние значительно различаются, например, в воспроизведении этнического типа и условного пейзажа в элементах образного решения канонического  сюжета. Искусство, общее в истоках происхождения, иллюстрирует вариативное многообразие воплощения изобразительного канона буддизма,  нередко сопровождаемое отходом от его условностей. Это дает реальную возможность на полевом материале охарактеризовать в междисциплинарном сравнительном аспекте изучения локальную школу иконописания.

Полный текст:

57-64

Литература


Батчулуун С. К иконографии образа Белого Старца – божества монголо-этнического ареала // Живопись как знак культуры. Элиста: АПП «Джангар», 2004. С. 184–193.
Батырева С.Г. Искусство Калмыкии ХVIII–ХХ вв. Каталог выставки. Элиста: Кавказская здравница. Калмыцкая государственная картинная галерея, 1984. 32 с.: ил.
Батырева С.Г. Старокалмыцкое искусство XVIII – начала XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. М.: Наука, 2005. 141 с., ил.;
Батырева С.Г. Образ Природы в иконографии буддизма: на материале коллекции КИГИ РАН. // Буддизм в диалоге культур Востока и Запада: прошлое, настоящее и будущее. Мат-лы Междунар. форума. Правительство Республики Калмыкия; Центральный хурул Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»; Калмыцкий государственный университет; Калмыцкий институт гуманитарных исследований РАН; Институт востоковедения РАН; Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет»; Национальный музей Республики Калмыкия. Элиста, 2016. С. 111–116.
Виноградова Н.В. Китайская пейзажная живопись. М.: Изобразительное искусство, 1972. 160 с.: ил.
Душан У. Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии // Этнографический сборник № 1. Элиста, 1976. С. 5–88.
Музей традиционной культуры в системе науки и образования. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007. 184 с.: ил.
Огнева Е.Д. Структура тибетской иконы // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. М.: Наука, 1973. С. 103–112.
ПМА 2007. Полевые материалы автора. Западная Монголия, 2007.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.