К ВОПРОСУ О ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛИКЕ КОСТЮМА ОЙРАТОВ

Эльза Петровна Бакаева

Digital object identifier




Аннотация


Статья посвящена анализу вопроса о цветовой символике одежды ойратов Монголии. Приводятся сведения, подтверждающие наличие приоритетов в выборе цвета традиционного женского костюма в культуре ойратских народов, и данные полевых материалов, согласно которым цветовое решение женской одежды олётов символически связано с историческими событиями периода противостояния ойратов и маньчжуров в XVIII в. Автор приходит к выводу, что мужской костюм ойратов сохранил архаическую цветовую символику, но вместе с тем, возможно, произошли изменения в его покрое; а женский костюм ойратов и калмыков в целом сохранился в архаических формах.


Полный текст:

48-58

Литература


Амгалан М. Баруун Монголчуудын эдийн соёлын дурсгалт зүйлс. Улаанбаатар: Монсудар хэвлэлийн газар, 2008. 212 т.
Аюуш Ц. Дөрвөөд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 27−106.
Баасанхүү А., Батмөнх Б. Монголын ойрадуудын соёл. Улаанбаатар: Ганн Принт ХХК, 2010. 385 с.
Баасанхүү Бэсуд Аюушин. Монгол Алтайн бүс нутгийн ард түмний эдийн соёл. Улаанбаатар: Монгол Алтай судлалын хүрээлэн, 2006. 229 с.
Бадамхатан С., Лхагвасүрэн И. Алтайн урианхай // Монгол Улсын угсаатны зүй. II боть. Уланбатар: Монсудар, 2012. 396–399 х.
Бадамхатан С., Нансалмаа Д. Мянгад // Монгол улсын угсаатны зүй (Ойрадын угсаатны зүй). II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 471−522.
Бакаева  Э. П. К вопросу о символике женского платья калмыков // Гуманитарная наука Юга России: международное и региональное взаимодействие. Мат-лы II Междунар. науч. конф., посвящ. 75-летию Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (г. Элиста, 14–15 сентября 2016 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2016. C. 68–71.
Бакаева Э. П. Об особенностях традиционного костюма ойратов Монголии // Полевые исследования Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Вып. 1. Ойраты Монголии: история и культура. Элиста: КИГИ РАН, 2013. С. 89–105.
БАМРС — Большой академический монгольско-русский словарь / под ред. А. Лувсандэндэва, Ц. М. Цэдэндамба; отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. Т. 4. М.: Academia, 2002. 532 с.
Батнасан Г. Баяд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 253–360.
Дисан Т. Өөлд // Монгол улсын угсаатны зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 107–166.
Джангар. Калмыцкий героический эпос. На калм. и рус. яз. М.: Наука, Главн. ред. вост. лит., 1990. 475 с.
Жуковская Н. Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М.: Вост. лит., 2002. 248 с.
Жуковская Н. Л. Цветочисловые композиции в монгольской культуре // Историко-этнографические исследования по фольклору. М.: Вост. лит., 1994. С. 77–85.
Кононов А. Н. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник, 1975. М.: Наука, 1978. С. 159–179.
Лхагвасурэн И. Алтайские урянхайцы. Историко-этнографическое исследование (конец XIX − начало XX в.). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2013. 176 с.
Михайлов В. А. Числовая символика бурят и монголов / Центральноазиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты. Улан-Удэ, 1996. С. 104–107.
Ц.-Д. Номинхановын 1924–1925 онд Баруун Монголд хийсэн судалгаа–I. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2016. 170 т.
Прыткова Н. Ф. Верхняя одежда // Историко-этнографический атлас Сибири. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1961. С. 227−328.
Сарангэрэл. О «цэгдэг» и почитании невесткой родственников мужа // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2008. № 3. С. 10–13.
Тангад Д. Торгууд // Монгол улсын угсаатны зүй (Ойрадын угсаатны зүй). II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012. С. 167−251.
Цааджин бичиг. «Монгольское уложение». Цинское законодательство для монголов 1627–1694 гг. М.: Вост. лит., 1998. 342 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.