ИСЛАМСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ГРУППЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ВНУТРЕННИЕ ПРОЦЕССЫ В МУСУЛЬМАНСКИХ СООБЩЕСТВАХ (кейс Хизб Ат-Тахрир)

Лейла Ильдусовна Алмазова

Digital object identifier




Аннотация


За прошедшие три десятилетия российское исламское сообщество прошло в своем развитии несколько этапов: быстрый количественный рост мусульманских общин в 90-е гг. XX столетия позже сменился этапом выстраивания религиозных институтов, таких, как духовные управления мусульман, медресе, исламские университеты, благотворительные организации. В этом процессе отчетливо заметны две основные тенденции: с одной стороны, возрождаются местные исламские традиции, такие, как суфизм на Северо-Восточном Кавказе и Урале и ислам ханафитского толка на Северо-Западном Кавказе и в Поволжье, а с другой стороны, имеется тенденция к распространению универсалистских версий ислама самого разного толка. Среди последних зачастую встречаются течения, имеющие политическую программу по построению государства на основе законов ислама (шариата), что предполагается достигать либо мирным способом через проповедь и политический активизм, либо при помощи силы и оружия.
В статье рассматриваются процессы реализации религиозной политики современного Российского государства в отношении исламских организаций, открыто артикулирующих политические цели. Кроме того, часть исследования посвящена описанию организации Хизб ат-Тахрир. Проведены интервью с бывшими членами, которые раскрывают причины популярности религиозного радикализма в современном обществе и предлагают свои варианты решения проблемы религиозного сектантства.
В качестве решения проблемы религиозного радикализма предлагается создание общественных и гражданских площадок, на которых открыто могут обсуждаться вопросы ислама, мусульман, законодательства в области религии; следует создавать возможности для участия религиозных организаций в жизни общества в целом — в сфере благотворительности, социального служения, экономике. Следует находить то общее, что объединяет людей вне зависимости от их убеждений, — экологию, общественный порядок и благополучие, нравственность, интеллектуальное и духовное развитие, научный прогресс, учитывающий духовные ценности. Кроме того, несомненную пользу принесет большая открытость дискуссий в сфере ислама в самом мусульманском сообществе, широкое обсуждение ключевых вопросов, вызывающих разногласия, таких, как джихад, халифат, жизнь мусульманина в светском обществе, а также большие возможности для развития начального религиозного образования для тех, кто ищет ответов в исламе, особая психологическая подготовка мусульманских религиозных деятелей, которые должны проявлять внимание и интерес к рядовым мусульманам.


Полный текст:

201-215

Литература


Абу-Мухаммад аль-Кадари (Рустам Магомедович Асильдеров). 2016 [электронный ресурс] // URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/277719 (дата обращения: 20.10.2016).
Батров Р. Традиционный Ислам в России — это Ахлю сунна валь-джамаа. 2013 [электронный ресурс] // URL: http://golosislama.com/news.php?id=20054 (дата обращения: 20.10.2016).
Верховенский А. Тюрьма за слово. 2015 [электронный ресурс] // URL: http://www.sova-center.ru/racism-xenophobia/publications/2015/09/d32859/ (дата обращения: 20.10.2016).
Выходцы с Кавказа в рядах ИГ (ИГИЛ). 2016 [электронный ресурс] // URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/251513/#note_link_33 (дата обращения: 20.10.2016).
Ганнушкина C. Бездоказательные обвинения и сфабрикованные судебные решения опаснее чуждых идеологий. 2013 [электронный ресурс] // URL: http://hro.org/node/18105 (дата обращения: 20.10.2016).
Громов Н. Исламские радикалы в Крыму. Исповедь отрекшегося. 2015 [электронный ресурс] // URL: http://politika-crimea.ru/islam-radikaly/2640-ispoved-khizba (дата обращения: 20.10.2016).
Джалдинов А. Исповедь отрекшегося. 2007.[электронный ресурс] // URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1175832780 (дата обращения: 20.10.2016).
Запрет Корана судом Южно-Сахалинска: недомыслие или провокация? 2015 [электронный ресурс] // URL: http://jpgazeta.ru/zapret-korana-sudom-yuzhno-sahalinska-nedomyislie-ili-provokatsiya/ (дата обращения: 20.10.2016).
Имарат Кавказ (Кавказский эмират). 2016 [электронный ресурс] // URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/158730/ (дата обращения: 20.10.2016).
Кадыров потребовал наказать российского судью за запрет цитат из Корана. 2015.[электронный ресурс] // URL: https://slon.ru/posts/56206 (дата обращения: 20.10.2016).
Кривобок Р. Генпрокуратура РФ содействовала закрытию 8 экстремистских организаций в 2014 году. 2015. URL: http://rapsinews.ru/incident_news/20150428/273631661.html (дата обращения: 20.10.2016).
Муфтий Чечни сделал заявление в адрес Равиля Гайнутдина. 2016 [электронный ресурс] // URL: http://dum-spb.ru/news/muftij-chechni-sdelal-zayavlenie-v-adres-ravilya-gajnutdina.html (дата обращения: 20.10.2016).
О спорах вокруг книги «Мольба к Богу». 2015. [электронный ресурс] // URL: http://pravorf.org/index.php/news/1811-o-sporakh-vokrug-knigi-molba-k-bogu (дата обращения: 20.10.2016).
Прозоров С. Ислам как идеологическая система. Москва: Вост. лит., 2004. 471 с.
Работа имамов с мусульманами в местах лишения свободы (закрытый доступ). Казань, 2015. 30 с. (в электронной версии рукописи)
Туманов Г. Зеленая зона. 2015 [электронный ресурс] // URL: http://kommersant.ru/doc/2901612 (дата обращения: 20.10.2016).
Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. 2016 [электронный ресурс] // URL: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/235276/ (дата обращения: 20.10.2016).
Anjum O. Politics, Law, and Community in Islamic Thought. New York: Cambridge University Press, 2012. 294 p.
Eikelman F. The Middle East and Central Asia.An Anthropological Approach. 3-rd Edition. New Jersey: Prentice Hall, 1997. 338 p.
Esposito J., Voll J. Islam and Democracy. New York: Oxford University Press, 1996. 232 p.
Lav D. Radical Islam and the Revival of Medieval Theology. New York: Cambridge University Press, 2012. 238 p.
Roy O. Globalized Islam: in the Search of New Ummah. New Delhi: Rupha and Co, 2005, 348 p.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.