НЕКОТОРЫЕ СОВРЕМЕННЫЕ МАГИЧЕСКИЕ ОБРЯДЫ КИРГИЗОВ В ПЕРСПЕКТИВЕ ШАМАНСТВА

Нестор Александрович Маничкин

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-29-1-48-57


Аннотация


Статья посвящена традиционным киргизским магическим обрядам духовного омовения (рух тазалоо), огненного очищения (шам жагуу, аластоо), заговаривания (дем салуу), спиритуальным контактам (жар салуу) и различным сакральным жертвоприношениям (курмандык, садага, түлөө). В ней показаны шаманистские корни этих обрядов, их  внутренние структурные взаимосвязи и смысловое наполнение, уделено внимание заговорно-заклинательной традиции (ырым-жырым) и практике паломничеств на священные места (мазары), где, по народным представлениям, обитают потусторонние силы и духи-покровители, помогающие шаманам-бакшы и шаманкам-бюбю в их работе.  Автор также выдвигает исследовательскую гипотезу о связи семантики ритуальной формулировки «Айланайын» с архаическими жертвоприношениями, заложившими основу проторелигиозных культов. Собранный материал позволяет проследить естественные этнокультурные связи киргизов с другими народами Средней Азии и тюрко-монгольским миром, демонстрирует актуальность традиционных верований и обрядов в современной Киргизии, где они исторически стали частью народного ислама, хотя и обособленной понятием кыргызчылык. В статье используются данные этнографов и фольклористов, а также малоизученные архивные материалы, включая рукопись акына Тоголока Молдо (1929 г.), и актуальные полевые материалы автора.


Полный текст:

48-57

Литература


Аверьянов Ю. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. М.: Издат. дом Марджани, 2011. 648 с.
Алексеев Н. А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984. 233 с.
Басилов В. Н. Шаманство у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1992. 328 с.
Баялиева Т. Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972. 168 с.
Борджанова Т. Г. Магическая поэзия калмыков: Исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 182 с.
Дыренкова Н. П. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. IX. Л.: Изд-во АН СССР, 1930. С. 267–291.
Жерар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: Изд-во ББИ, 2016. 518 с.
Киргизско-русский словарь: в 2 кн. Около 40 000 слов. Кн. 1: А–К / сост. К. К. Юдахин. Фрунзе: Гл. ред. киргизск. сов. энциклопедии, 1985. 504 с.
Киргизско-русский словарь: в 2 кн. Около 40 000 слов. Кн. 2: Л–Я / сост. К. К. Юдахин. Фрунзе: Гл. ред. киргизск. сов. энциклопедии, 1985. 480 с.
Кыргызстандагы мазар басуу: Талас тажрыйбасынын негизинде. Бишкек, КИЦ «Айгине», 2010. 399 б.
Маничкин Н. А. Сакральные переживания: новые материалы к характеристике типов измененных состояний сознания и дифференциации киргизского шаманства // Сибирские исторические исследования. 2016. № 4. С. 216–235.
Маничкин Н. А. Взаимодействие суфизма и доисламских верований в народном зикре // Известия НАН КР. 2015. № 4. С. 99–106.
Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1893. Т. 1. 967 с.
Сапалова Д. У. Параллели в религиозных верованиях кыргызов и якутов // Аналитика культурологии. 2007. № 9. С. 99–104.
Снесарев Г. П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М.: Нау­ка, 1969. 336 с.
Сухарева О. А. Пережитки демонологии и шаманства у равнинных таджиков // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М.: Наука; Гл. ред. вост. лит-ры, 1975. С. 5–93.
Харитонова В. И. Традиционная магико-медицинская практика и современное народное целительство: статьи и материалы. М.: ИЭА РАН, 1995. 204 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.