Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков: Зеленая Тара

Татьяна Исаевна Шараева

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92


Аннотация


В статье рассматривается калмыцкая буддийская традиция через призму выражения образа в декоративно-прикладном искусстве. Автором отмечается взаимосвязь традиции народного декоративно-прикладного искусства у калмыков с кочевым образом жизни, выделены некоторые особенности декоративно-прикладного искусства в религиозной сфере, обусловленные автономным развитием буддизма в степях Северного Прикаспия после ликвидации Калмыцкого ханства в конце XVIII века и прекращения отношений с буддийским миром в Центральной Азии. В статье показано, что в ходе различных исторических событий в течение небольшого отрезка времени калмыки не только перешли на оседлый образ жизни, но и практически утратили материальную культуру, а с ней и самобытные традиции в декоративно-прикладном искусстве, в том числе в изготовлении буддийских икон и буддийской скульптуре.  

В калмыцкой традиции сформировались «свои» образы божеств буддийского пантеона, преломленные через призму синкретизма религии и народного буддизма. Особо почитаемым у калмыков был в прошлом и остается поныне образ божества Зеленая Тара, связанного в мировоззрении калмыков с культом матери-прародительницы. В современных реалиях почитание образа Зеленой Тары приобретает новые черты, что отражается в новых формах декоративно-прикладного искусства калмыков.


Литература


Бакаева Э. П. Символика мандалы и бхавачакры
в ламаистском искусстве // Материальная и
духовная культура калмыков. Элиста: КНИИ
ИФЭ, 1983. С. 109–123.
Батырева С. Г. Народное декоративно-приклад-
ное искусство калмыков XIX – начала XX
вв. Элиста: НПП «Джангар», 2006. 160 с.:
ил.
Батырева С. Г. Старокалмыцкое искусство.
Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. 127 с.: ил.
Житецкий И. А. Очерки быта астраханских кал-
мыков: этнографические наблюдения 1884
– 1886 гг. М.: тип. М. Г. Волчанинова, 1893.
87 с. Репринтное издание: Элиста, Калм.гос.
галерея, 1991. 87 с.
Жуковская Н. Л. Тара // Буддизм: словарь. М.:
Республика, 1992. С. 237–238.
Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы рели-
гии. М.: Наука, 1977. 198 с.
Калмыцкие молитвы / сост. Н. М. Дандырова.
Элиста: Калм.кн. изд-во, 1999. 160 с.
Зеленая Тара / вст. статья И. Г. Ковалева, Т. Ц.-
У. Бембеевой / пер. на калм. язык А. П. Чу-
чеевой. Элиста: Калм. гос. картин. галерея,
1992. 32 ил.
Киштанова М. Степная легенда // Изв. Калмы-
кии. 1999. 22 янв. № 13. с. 3.
Митиров А. Г. Об особенностях ламаистской
культовой практики калмыков // Вопро-
сы истории ламаизма в Калмыкии. Элиста:
КНИИФЭ, 1987. С. 58–70.
Нурова Г. В. Образ женского божества в буддиз-
ме Махаяны // Вестник Института комплекс-
ных исследований аридных территорий.
2007. Т. 2. № 2 (15). С. 155–160.
Смирнов П. Путевые записки по калмыцким сте-
пям Астраханской губернии. Элиста: Калм.
кн. изд-во., 1991. 248 с.
Соколова М. С. Декоративно-прикладное ис-
кусство в системе «культура-искусство-про-
изводство» // Вестник Оренбургского госу-
дарственного университета. Оренбург: ОГУ,
2007. С. 57– 63.
Сумъяа Д. Традиция почитания Тары в буддиз-
ме // Вестник Калмыцкого института гума-
нитарных исследований РАН. 2012. №3. С.
70–75.
Эдоков А. В. Декоративно-прикладное искус-
ство Алтая (с древнейших времен до наших
дней). Горно-Алтайск: Горно-Алтайская ти-
пография, 2006. 179 с.
Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX– начало XX
вв.) историко-этнографические очерки. Эли-
ста: Калм. кн. изд-во, 1970. 312 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.