«Выкуп невесты» у калмыков и ставропольских туркмен в первой половине XIX в.: общее и особенное

Валерий Владимирович Батыров

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-31-3-76-83


Аннотация


Статья посвящена вопросам изучения выкупа невесты у туркмен и калмыков в первой половине XIX в. на основе анализа материалов Национального архива Республики Калмыкия и государственного архива Ставропольского края. Автором рассмотрен обычай уплаты калыма у кочевников Юга России, который был обусловлен защитой экономических интересов молодой семьи. По мнению автора, у калмыков калым исчез в более ранние периоды, превратившись в свадебный взнос, состоявший из взноса, предназначенного для свадебного пиршества, и взнос, являвшийся вкладом в хозяйство вновь созданной семьи. При этом, в отличие от калмыков, у которых сватовство невесты представляло собой достаточно длительный процесс, у туркмен сватовство как таковое просто отсутствовало.

Интересно то, что большой проблемой при установлении калыма у туркмен стало расхождение норм адата и мусульманского права, которые трактовали суть калыма по-разному. Несмотря на всевозрастающую роль мусульманского духовенства в туркменском обществе повлиять на устоявшиеся взгляды на калым как на «покупку невесты» они так и не смогли в течении всего XIX в. Отдельно надо упомянуть то, что в отличие от калмыков туркмены в редких случаях в качестве калыма давали не только деньги и скот, но и зависимых людей.

Политика российского правительства по религиозным вопросам среди калмыков и ставропольских туркмен привела к возрастанию роли духовенства в свадебной обрядности, что в условиях кризиса кочевого скотоводства, вызванного сокращением кочевых территорий в первой половине XIX в., привело к расширению практики свадебного обряда «брака умыканием».


Литература


Айтбаева Ж. С. Проблемы регулирования
имущественных отношений в форми-
ровании семьи // Актуальные пробле-
мы гуманитарных и естественных наук.
2016. № 1–3 С. 187–190.
Бакиева Г. Т. Калым и приданое у сибир-
ских татар (XIX – начало XX вв.) // Тра-
диция. Духовность. Правопорядок: мат-
лы пятой Всероссийской науч. конф.
(21–22 мая 2010 г.). Тюмень: Тюменский
юридический институт МВД России,
2010. С. 111–112.
Батмаев М. М. Семья и брак в традициях
калмыков. Элиста: Изд. дом «Герел»,
2008. 256 с.
Батыров В. В. Брак умыканием у калмы-
ков в первой половине XIX в. // Вестник
Калмыцкого института гуманитарных
исследований РАН. 2013. № 4. С. 10–12.
Гоов И. М. Система обычного права наро-
дов Кавказа: институты брака и семьи //
Вестник Дагестанского государственно-
го университета. 2015. Т. 30. Вып. 2. С.
49–57.
Душан У. Д. Обычаи, обряды и традиции
калмыков в конце XIX – начале ХХ вв. //
Этнографический сборник. Вып. 1. Эли-
ста: КНИИЯЛИ, 1976. С. 3–54.
Клейнбах Р., Салимжанова Л. Умыкание не-
весты и обычное право в Кыргызстане //
Этнографическое обозрение. 2011. № 3.
С. 89–104.
Наумкина В. В. Условия брачного договора
в обычном праве сибирских кочевников
(первая половина XIX века) // Право и
образование. 2014. № 11. С. 148–152.
Фарфоровский С. В. Народно-юридические
обычаи туркмен Ставропольской губер-
нии: этнографический очерк // Опаль-
ные: Русские писатели открывают Кав-
каз. Т. III. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011.
С. 249–256.
Шалхаков Д. Д. Семья и брак у калмыков
(XIХ – начало XX вв.). Историко-эт-
нографическое исследование. Элиста:
Калм. кн. изд-во, 1982. 86 с.
Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла
калмыков (XIX – начало XXI вв.). Эли-
ста: НПП «Джангар», 2011. 224 с.
Эрдниев У. Э. Калмыки: Историко-этно-
графические очерки. 3-е изд., перераб.
и доп. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1985.
282 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.