КУМУЛЯТИВНЫЕ ОБРАЗЦЫ В КОЛЛЕКЦИИ СКАЗОК И. И. ПОПОВА

Данара Владимировна Убушиева

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-31-3-139-151


Аннотация


Настоящая статья посвящена рассмотрению образцов кумулятивных калмыцких народных сказок, записанных собирателем калмыцкого фольклора И. И. Поповым. Собирателем была зафиксирована целая коллекция калмыцких сказок, состоящая из пятидесяти одного сюжета. В этой сказочной коллекции представлены все виды сказок: волшебные, богатырские, бытовые, о животных и кумулятивные. Касаемо кумулятивных сказок, следует отметить, большая часть образцов кумулятивного характера в калмыцкой сказочной традиции зафиксирована И. И. Поповым. В коллекции сказок выявлены шесть образцов кумуляции, которые подвергнуты синоптическому сопоставлению с односюжетными разновременными ранее известными вариантами. В результате была выявлена стабильная сохранность сказочного текста во времени. Из них широкое распространение, как во всей монгольской, так и в калмыцкой сказочной традиции имеет сказка «Богшада» (‘Воробей’). Данная сказка в записи И. И. Попова на калмыцком языке еще не издавалась, впервые приводится в приложении к данной статье. Оригинальный текст сказки идентичен другим зафиксированным образцам этой же сказки. Сказки «Күүнә кишгин тууль» (‘Сказка о человеческом счастье’) и «Чонын тууль» (‘Сказка о волке’) из коллекции сказок И. И. Попова ранее введены в научный оборот. Первая представлена и на калмыцком языке, и в переводе на русский язык, вторая же известна в переводе, а оригинальный калмыцкий текст впервые приведен нами в приложении. Сказка «Аратын тууль» (‘Сказка о лисе’) приводится впервые, более того, в опубликованных источниках вариантов к данному образцу сказки нами также не обнаружено. Сказка «Делүнә тууль» (‘Сказка о селезенке’) также впервые вводится в научный оборот. В опубликованных вариантах полного сюжетного соответствия не встречено. Оригинальный калмыцкий текст кумулятивной сказки «Богшадан тууль» (‘Сказка о воробье’) также впервые вводится в оборот. Относительно данного образца сказки, следует отметить, что в НА КалмНЦ РАН нами обнаружен практически идентичный вариант на этот же сюжет, но зафиксированный спустя 75 лет, и более того, образец сказки зафиксирован также от донской калмычки. Данное обстоятельство говорит о локальном характере бытования данного сюжета, это же подтверждает и то, что  нами не обнаружены варианты в опубликованных источниках.


Литература


Алексеева П. Э. Иван Попов — собиратель кал-
мыцкого фольклора // О людях и времени:
сб. ст. Элиста: КИГИ РАН, 2010. С. 77–79.
Амроян И. Ф. Типология цепевидных структур
[электронный ресурс] // URL: http://www.
ruthenia.ru/folklore/amroyan1.htm. (дата об-
ращения: 04.04.2017).
Басангова Т. Г., Манджиева Б. Б. Калмыцкая
кумулятивная сказка: проблемы классифи-
кации и сохранности текстов // Вестник Кал-
мыцкого института гуманитарных исследо-
ваний РАН. 2011. № 1. С. 177–181.
Гацак В. М. Устная эпическая традиция во вре-
мени. Историческое исследование поэтики.
М.: Наука, 1989. 256 с.
Горяева Б. Б. Калмыцкая волшебная сказка: сю-
жетный состав и поэтико-стилевая система.
Элиста: НПП «Джангар», 2011. 128 с.
Горяева Б. Б. Калмыцкие народные пословицы
и поговорки в записи И. И. Попова // Давид
Кугультинов — поэт, философ, гражданин:
мат-лы Всерос. науч. конф., посвящ. 90-ле-
тию со дня рождения выдающегося россий-
ского поэта. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012.
С. 89–92.
Горяева Б. Б., Убушиева Д. В. Сказки донских
калмыков в записи И.И. Попова (сюжет-
148 149
bulletin of the kih of the ras, 2017, vol. 31, is. 3 Folklore studies
ный состав) // Калмыцкий героический эпос
«Джангар»: проблемы сохранения, изуче-
ния и преподавания: мат-лы Регион. науч.-
практ. конф., посвящ. 95-летию со дня рож-
дения докт. фил. наук, проф. А. Ш. Кичи-
кова (Кичиковские чтения), (г. Элиста, 1–3
дек. 2016 г.). Элиста: Изд-во КалмГУ, 2016.
С. 167–169.
Номинханов Ц.-Д. Наследие калмыковеда
И. И. Попова // Ученые записки. Вып. 5. Се-
рия «Филология». Элиста, 1967. С. 151–154.
Носов Д. А. Монгольская народная кумулятив-
ная сказка // Mongolica–IX. 2010. С. 84–89.
Носов Д. А. Кумуляция в сказках монгольских
народов: жанровый признак или композици-
онный прием? // Mongolica-X. СПб.: Петер-
бургское востоковедение, 2013. С. 26–32.
Манджиева Б. Б. Кумулятивная сказка у калмы-
ков (синоптический анализ разновременных
текстов) // Научная мысль Кавказа. 2011.
№ 1. Ч. 2 (65). С. 100–106.
Убушиева Д. В. Песня «О битве богатыря Алого
Хонгора с Авланги ханом» в записи от Бад-
мы Обушинова (к вопросам текстологии) //
Вестник Калмыцкого института гуманитар-
ных исследований РАН. 2011. № 1. С. 168–
173.
Убушиева Д. В. Текст сказки «Иван Царевичин
тууль» / «Сказка про Ивана Царевича» из ар-
хива И. И. Попова // Полевые исследования:
сб. науч. ст. Вып. 3. Элиста: КалмНЦ РАН,2016. C. 155–163.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.