АКТУАЛИЗАЦИЯ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ «КАМНЯ» В КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ

Зухра Ахметовна Кучукова

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-31-3-152-161


Аннотация


Под «архетипом» подразумевается матрица общечеловеческой культурной памяти, смысл которой залегает глубже индивидуального опыта отдельной личности. Теория архетипов достаточно хорошо разработана в трудах многих зарубежных и русских ученых: К. Г. Юнга, Ю. В. Доманского, Е. М. Мелетинского, В. А. Маркова, А. А. Колесникова, М. А. Хакуашевой и др. На современном этапе актуальной представляется задача изучения ключевых архетипов на этнокультурном материале для уяснения особенностей «логоса» и «голоса» разных народов мира. Автор данной статьи крупным планом рассматривает центральный архетипический образ карачаево-балкарской культуры — «камень» — в суммарном составе всех его мифопоэтических значений. Придерживаясь мнения о тесной соотнесенности горно-скалистого этноландшафта и ключевого архетипа, в первой части статьи автор рассматривает статус камня в материальной культуре горцев Северного Кавказа: каменное жилье, забор, мельничные жернова, крепость, печь, точильный камень, оберег, молитвенный коврик, камень-гнет, астрономический календарь, мера площади, предмет для гадания, спортивный инвентарь, талисман, целебный камень, надгробие и др. Особую группу составляют камни, используемые в народных играх. Этнографы различают около 250 наименований камней в карачаево-балкарском языке. Во второй части исследования рассматриваются основные архетипические значения «камня» в карачаево-балкарской версии эпического памятника «Нарты». Это — колыбель первочеловека; каменные информативные книги; твердь, побеждающая хаос; «каменный» способ познания мира; код привязанности человека к родной земле. Основные фольклорные мотивы «камня» имеют продуктивное, творческое преломление в профессиональной литературе карачаевских и балкарских авторов.

Литература


Аппаева Ж. М. Есть такой музей // Мир музея.
М., 2004 (май). С. 42–45.
Бгажноков Б. Х. Основания гуманистической
этнологии. М.: Изд-во РУДН, 2003. 272 с.
Берберов Б. А. Историческая память в карачае-
во-балкарском устном народном творчестве
второй половины XX века: жанр, поэтика,
контекст: дис. ... д-ра филол. наук. Нальчик,
2013. 320 с.
Живое слово. Кязимовский сборник. Нальчик:
изд-во М. и В. Котляровых, 2005. 157 с.
Жюльен Н. Словарь символов. Челябинск: Урал
LTD, 1999. 500 с.
Каракетов М. Д. Из традиционной обрядово-
культовой жизни карачаевцев. М.: Наука,
1995. 346 с.
Климович Л. И. Книга о Коране. М.: Политиздат,
1986. 270 с.
Кочесоков Р. Х., Кучукова З. А. Гуманитарная на-
ука в региональном вузе // Высшее образо-
вание в России. 2017. № 3 (210). С. 116–121.
Кулиев К. Ш. Поэт всегда с людьми. М.: Совет-
ский писатель, 1986. 336 с.
Къарачай-малкъар фольклор (Карачаево-бал-
карский фольклор): хрестоматия. Нальчик:
Эль-Фа, 1996. 592 с.
Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаев-
цев. М.: Наука, 1994. 656 с.
Таумурзаланы Д. М., Байрамкъулланы Х. М. Къа-
рачай-малкъар халкъ оюнла (Карачаево-бал-
карские народные игры). Нальчик: Эльбрус,
1998. 208 с.
Урусбиева Ф. А. Метафизика колеса. Вопросы
тюркского культурогенеза. Сергиев Посад:
«Весь Сергиев Посад», 2003. 208 с.
Хаджиева Т. М. Нартский эпос балкарцев и
карачаевцев // Нарты. Героический эпос
балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, 1994.
С. 8–66.
Хакуашева М. А. Литературные архетипы в ху-
дожественных произведениях адыгских
писателей. Нальчик: Ин-т гуманитарных
исследований Правительства КБР и КБНЦ
РАН, 2007. 378 с.
Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. М.: Совет-
ский писатель, 1988. 415 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.