Буряты в зоне влияния православной церкви в XIX в. — начале ХХ в.: трансформация идентичностей

Баир Зориктоевич Нанзатов

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-33-5-102-110


Аннотация


Как и все народы Сибири, буряты были вовлечены в процесс христианизации, кото-
рая в XIX в. должна была завершить процесс духовного объединения многонационального народа
России. Принятие бурятами православия обосновывалось рядом проблем социального характера
и влекло изменения в экономической и культурной жизни крещенных бурят, оказывая влияние и
на их самосознание. В статье рассматриваются мотивации бурят, принявших православие, транс-
формация идентичностей бурят, оказавшихся в зоне влияния православной церкви, их отношения с
сородичами, с бурятским обществом в целом.


Полный текст:

PDF

Литература


ГАРБ — Государственный архив Республики Бурятия.

Асалханов И. А. Об обычном праве кударинских бурят // Исследования и материалы по истории Бурятии. Вып. 5. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1968. С. 174–176.

Басаева К. Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX – начало ХХ века). Новосибирск: Наука, 1980. 223 с.

Болонев Ф. Ф. Русско-бурятские этнокультурные контакты и взаимовлияния в Западном Забайкалье в XIX – начале XX века // Этнография народов Сибири и Монголии = Сибирь болон Монголын ард тyмний угсаатны зyй. Улан-Батор; Улан-Удэ: [б. и.], 2000. С. 41–63.

Бураева О. В. Этнокультурное взаимодействие народов Байкальского региона в XVII – начале XX в. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 212 с.

Галданова Г. Р. Закаменские буряты. Историко-этнографические очерки (Вторая половина XIX – первая половина XX в.). Новосибирск: Наука, 1992. 172 с.

Галиндабаева В. В., Карбаинов Н. И. Карымы и метисы: социокультурные практики метисации // Грани социального: антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. Сибирский сборник–4. СПб.: МАЭ РАН, 2014. С. 432–442.

История Аларской степной думы в документах Государственного архива Республики Бурятия (1824–1889 гг.): [сб. док-тов] / авт.-сост. Б. Ц. Жалсанова, Л. В. Курас. Иркутск: Оттиск, 2015. 352 с.

Жамцарано Ц. Путевые дневники 1903–1907 гг. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2001. 380 с.

Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура, социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 287 с.

Михайлова В. Т. Православие в духовной культуре бурят (30-е гг. XVII в. – 1917 г.). Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 1999. 174 c.

Ремнев А., Суворова Н. «Русское дело» на азиатских окраинах: «русскость» под угрозой или «сомнительные культуртрегеры» // Ab Imperio. 2008. № 2. C. 157–223.

Тумурова А. Т. Генезис обычного права бурят. Улан-Удэ: Изд-во Бурятск. гос. ун-та, 2005. 224 с.

Хангалов М. Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ: Бурятск. кн. изд-во, 1959. 444 с. Т. 1.– 1958.– 551 c. Т. 2.– 1959.– 444 c. Т. 3.– 1961.– 421 c.

Цыремпилов Н. В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII – начало XX в.). М.: PRINTLETO.RU, 2013. 335 с.

Шерстова Л. И. Тюрки и русские в Южной Сибири. Новосибирск: Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2005. 310 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.