Тенгрианство в карачаево-балкарской «Нартаде»

Танзиля Мусаевна Хаджиева

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-33-5-231-236


Аннотация


Статья посвящена верховному божеству карачаево-балкарского языческого панте-
она Тейри (Тенгри ). Религиозно-мифологической системе карачаевцев и балкарцев присущи три
пантеона языческих божеств: тюркский, аланский и кавказский. Общепризнанно, что Верховным
Богом всех этих божеств является Тейри /Тенгри. Божества, входящие в языческий тюркский
пантеон карачаевцев и балкарцев, имеют общее наименование Тейри (Тенгри), при этом функции
каждого Тейри (Тенгри) строго дифференцируемы: Тейри неба, Тейри земли, Тейри Солнца, Тей-
ри Воды и т.д. Значение культа Тейри в языческом пантеоне определило поклонение ему и после
принятия мусульманства. Как и многие тюркские и монгольские народы, древние балкарцы и
карачаевцы устраивали специальные моления «божеству всех божеств» Тейри. Гимнические мо-
литвы-песнопения в его честь были главной составной частью этих мистерий. Особенность этих
песен — заклинание желаемого как действительного с широким использованием гиперболы, что
обусловлено верой древних в магическую силу слова. Согласно карачаево-балкарским нартским
песням и сказаниям, сотворение мира и нартов связано с деятельностью Тейри, помимо этого он
принимает самое активное участие в судьбах нартских героев.


Полный текст:

PDF

Литература


Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. Нальчик: Эльбрус, 1974. 636 c.

Азаматов К. Г. Пережитки язычества в верованиях балкарцев // Из истории феодальной Кабардино-Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкарск. ин-т истории, филологии и экономики, 1981. С. 43–161.

Балкански Т., Хашходжов Ед. Към въпроса за първобългарския Тагра (Тангра, Тенгри) = К вопросу о протоболгарском Тагра (Тангра, Тенгри) // Българска етнография. Кн. 3. София: Изд-во на БАН, 1984. С.41–52.

Гумилев Л. Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. 247 с.

Иваненков Н. С. Карачаевцы // Известия Общества любителей истории Кубанской области. Екатеринодар: Тип. Кубанского обл. правления, 1912. Вып. V. С. 25–91.

История авган Мойсея Каганкатваци, писателя X в. СПб.: Имп. Академия наук, 1861. 376 с.

КБФ 1996 — Карачаево-балкарский фольклор. Хрестоматия / сост., вступ. ст., коммент. Т. М. Хаджиевой. Нальчик: Изд. центр «Эль-Фа», 1996. 592 с.

Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркских памятниках // Тюркологический сборник. 1977. М.: Наука, 1981. С. 117–138.

Лавров Л. И. Из поездки в Балкарию // Советская этнография. 1939. № 2. С. 175–181.

Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в. // Кавказский этнографический сборник. Т. 4. М.: Наука, 1969. С. 63–73.

Лайпанов X. О. К истории карачаевцев и балкарцев. Черкесск: Карачаево-Черкеск. кн. изд-во, 1957. 71 с.

Малкондуев X. X. Отголоски тенгрианства в карачаево-балкарском фольклоре // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980–1981 гг., посвященная 60-летию образования СССР (1982 г.). Тезисы докладов. Нальчик: КБИИФЭ, 1982. С. 153–154.

Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев / сост.: Р. А.-К. Ортабаева, Т. М. Хаджиева, А. З. Холаев; вступ. ст., коммент. и глоссарий Т. М. Хаджиевой; отв. ред. А. И. Алиева. М.: Вост. лит., 1994. 655 с.

Неклюдов С. Ю. Мифология тюркских и монгольских народов. (Проблемы взаимосвязей) // Тюркологический сборник. 1977. М.: Наука, 1981. С. 183–202.

Рогаль-Левицкий Д. Песенное творчество карачаевцев // Советское искусство. 1928. № 73. С. 58–65.

Стеблева И. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы // Тюркологический сборник. 1972. М.: Наука, 1973. С. 213–226.

Шаманов И. М. Древнетюркское верховное божество Тенгри (Тейри) в Карачае и Балкарии // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск: Карачаево-Черкес. НИИ истории, филологии и экономики, 1982. С. 155–170.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.