ТЕМПОРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА В КАЛМЫЦКОМ ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ «ДЖАНГАР» И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ

Эллара Уляевна Омакаева

Digital object identifier




Аннотация


В статье на основе текстов калмыцкого героического эпоса «Джангар» рассматриваются базовые именные номинации отрезков времени, описываются их значения в рамках тематических групп существительных с временной семантикой и репрезентативность в эпическом тексте.


Полный текст:

108-112

Литература


Авени Э. Империи времени. Календари, часы и культуры / пер. с англ. Киев: София, 1998. 384 с.

Голубева Е. В. Калмыцкие культурные концепты. Элиста: изд-во КалмГУ, 2009.

Гумилев Л. М. Этнос и категория времени // Док­лады отделений и комиссий Географического общества СССР. Вып. 15. Этнография. Л., 1970. С. 143–157.

Гуревич А. Я. Время как проблема истории культуры // Вопросы философии. 1969. № 3. С. 105–116.

Есенова Т. С. Концепт “время” в поэтической картине мире // Русская речь в инонациональном окружении. Вып. 3. Элиста: изд-во Калм ГУ, 2006. С. 130–137.

Жуковская Н. Л. Пространство и время в мировоззрении монголов // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986. С. 118–135.

Касевич В. Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Центр «Петербург. востоковед.», 1996. 288 с.

Кронгауз М. А. Время как семантическая характеристика имени // Вопросы кибернетики. Семиотические исследования. М., 1989. Вып. 159. С. 4–18.

Логический анализ языка: Язык и время. М.: Индрик, 1997. 351 с.

Нанзатов Б. З., Николаева Д. А., Содномпилова М. М., Шагланова О. А. Пространство в традиционной культуре монгольских народов М: Издат. фирма «Вост. лит.», 2008. 341 с.

Омакаева Э. У. О модели времени в языковой картине мира монгольских народов Россия и Центральная Азия: историко-культурное наследие и перспективы развития. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. (г. Элиста, 13–14 сентяб­ря 2006 г.). Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 13–21.

Омакаева Э. У. Время // Калмыцкие и русские лингвокультурные концепты. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2009. С. 90–103.

Потаенко H. A. Темпоральная лексика как объект лингвистического изучения // Известия АН СССР: серия лит. и яз. 1979. Т. 38. № 3. С. 242–248.

Потаенко Н. А. Время в языке (опыт комплексного описания) // Логический анализ языка. Язык и время. М.: Индрик, 1997. C. 113–121.

Пюрбеев Г. Ц. Время и пространство в языковом сознании монголов: способы и средства обозначения // VII Междунар. конгресс монголоведов. М.: Наука, 1997. С. 142–144.

Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: культура и язык (этнолингвистические этюды). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 128 с.

Рейхенбах Г.  Философия пространства и времени. М.: Прогресс, 1985. 345 с.

Салыкова В. В. Лексико-стилистические особенности языка синьцзян-ойратской и калмыцкой версий эпоса «Джангар»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Элиста, 2007. 33 с.

Тодаева Б. Х. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. 530 с.

Цэдэнжав Д. Традиционное монгольское исчисление времени по отрезкам суток в русском переводе // Трансграничье в изменяющемся мире: Россия – Китай – Монголия: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. Чита: ЗабГГПУ, 2006. С. 44–48.

Яковлева Е. С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия) М.: Гнозис, 1994. 344 с.

Aveni A. Empires of Time: Calendars, Clocks and Cultures. London: Tauris & Co, 1990. 370 р.

Fraser J. T. The genesis and evolution of time. Brighton: The Harvester Press, 1982. 205 р.

Salykova V., Omakaeva E., Alexeeva A. Time in Kalmyk folklore discourse based on the ‘Jangar’ epic and proverbial paroemias / European Journal of Science and Theology. 2014. Vol. 10. No. 6. Pp. 79–89.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.