ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И ЭТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В РАССКАЗЕ С. БАЛЫКОВА «СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ»

Делгир Юрьевна Топалова

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2016-23-1-262-270


Аннотация


В статье рассматривается творчество одного из самых ярких представителей калмыцкой литературной эмиграции — Санджи Басанговича Балыкова (1892–1943). Становление писателя как творческой личности происходило в период эмиграции. Однако, несмотря на это обстоятельство, национальные картины в его произведениях нарисованы с особой точностью и скрупулезностью. Жизнь калмыцкого народа не переставала его интересовать. В своих произведениях С. Балыков выступает своего рода психологом и этнографом, описывающим быт, традиции и нравы калмыцкого народа. Каждый его рассказ, повесть, роман связаны с мыслями о родине, ее истории, культуре, языке, великом и многострадальном народе. На примере рассказа «Сильнее власти» выявляется кореллятивная связь писателя-эмигранта с этнонациональными традициями, а также исследуется степень воплощения национальной идентичности автора (учитывая тот факт, что он социализировался в эмигрантской среде), что дает основу определить истоки его творчества. Делаются выводы о том, что национальное мышление писателя отражено в произведении в зеркале этических категорий. Основная коммуникативная цель при этом сводится к мысли о том, что неуважение, игнорирование всех норм национальной этики своего народа ― плохая примета, за которой может последовать большая трагедия для всего человечества. Каждый народ велик не своей численностью, утверждает калмыцкий писатель, а силой национального духа, сохранением языка и культуры.

Полный текст:

262-270

Литература


Алиева С. У. Проза народов Северного Кавказа // История национальных литератур. Пере­читывая и переосмысливая. Вып. IV. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 120–133.
Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: традиции и символика. Элиста: ГУ «Издат. дом „Герел“», 2008. 189 с.
Балыков С. Б. Сильнее власти: сб. рассказов. Мюнхен, 1976. С. 10–14.
Батмаев М. М. Семья в ХVII–ХIХ веках // Калмыки; отв. ред. Э. П. Бакаева, Н. Л. Жуковская. М.: Наука, 2010. С. 200–214.
Барабаш Ю. Я. Вступительные заметки // Литературное зарубежье: проблема национальной идентичности. Вып. I. М: Наследие, 2000. С. 3–6.
БСЭ — Большая советская энциклопедия: в 30 т. 3-е изд. М.: Совет. энцикл., 1973. Т. 11: Италия – Кваркуш. 608 с.
Борманджинов А. Санджи Балыков // Теегин герл. 2004. № 4. С. 65–69.
Джамбинова Р. А. Критерий исследования — научная этика // Литература Калмыкии: проблемы развития. Элиста: АПП «Джангар», 2003. С. 150–161.
Джамбинова Р. А. Шаги духовного примирения: к 100-летию писателя Санджи Балыкова // Теегин герл. 1993. № 5. С. 91–104.
Душан У. Д. Этнографический сборник. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1976. Вып. 1. С. 5–88.
Семь предметов русской одежды [электронный ресурс] // URL: http://russian7.ru/2013/06/7-predmetov-russkoy-dejdy/carskij-kaftan/ (дата обращения: 01.02.2016).
Фразеологический словарь русского языка / сост. Л. А. Войнова, В. П. Жуков [и др.]; под ред. А. И. Молоткова. М.: Русский язык, 1986. С. 76.
Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: в 2 т. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык, 1999. Т. 1: А – Пантомима. С. 189.
Шалхаков Д. Д. Семья и брак у калмыков: ХIХ – начало ХХ в. Элиста: Калм. книж. изд-во, 1982. 86 с.
Шараева Т. И. Обряды жизненного цикла калмыков: XIX – начало XX в. Элиста: ЗАОр «НПП „Джангар“», 2011. 223 с.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.