ЖАНР МАВЛЮД В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ в.
Digital object identifier
10.22162/2075-7794-2016-23-1-139-145
Аннотация
Статья посвящена исследованию сюжетно-композиционных и идейно-тематических особенностей религиозного жанра мавлюд (мавлюд ан-наби) в башкирской литературе начала ХХ в. Литература духовного содержания, распространявшаяся в Урало-Поволжском регионе, была довольно многообразна и состояла из большого количества литературных и научных жанров. Большой популярностью среди поэтов и писателей пользовались такие жанры, как мавлюд, сира (сират ан-наби), хадж-наме, мунаджат, насихат, миградж-наме, фадааил, хутба, маваиз и баиты, получившие распространение в башкирской и татарской литературе. На примере произведения «Расуль и Коран» Я. Юмаева рассматриваются характерные черты жанра мавлюд. Описывая события на Аравийском полуострове до рождения пророка, автор стремится показать, что все позитивные изменения в обществе, образование и расцвет науки связаны именно с деятельностью Мухаммада. Рождение пророка Я. Юмаев сравнивает с лучом света в царстве невежества (джахилия). Используя этот художественно-композиционный прием, автор показывает, что период темноты и невежества завершен.
Таким образом, хотя данные произведения не оказали заметного влияния на развитие национальной литературы, они привлекают внимание иследователей как блестящие образцы религиозной литературы того времени.
Таким образом, хотя данные произведения не оказали заметного влияния на развитие национальной литературы, они привлекают внимание иследователей как блестящие образцы религиозной литературы того времени.
Полный текст:
139-145Литература
НА УНЦ РАН — Научный архив Уфимского научного центра РАН.
Литература
Имамутдинова З. А. Коран как стилевая доминанта культуры мусульман // Ядкяр. 2004. № 4. С. 63–66.
Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.
История башкирской литературы: в 6 т. Т. 1. Уфа: Китап, 1990. 608 с. (на башк.яз.).
Касидат ал-Бурда мадх хайр ал-барийа. Тимер-Хан Шура, 1907 (на авар. яз., шрифт арабский).
Музраева Д. Н. К проблеме исследования буддийской литературы у калмыков в ХХ – начале ХХI в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (Т. 56). С. 132–136.
Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М.: Наука, 1974. С. 9–116.
Прозоров С. М. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994. 238 с.
Сибагатов Ф. Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.
Сибагатов Ф. Ш. Жанры религиозного характера в Урало-Поволжье (на примере башкирской литературы) // Урал-Алтай: через века в будущее: мат-лы IV Всерос. науч. конф. (Уфа, 25–27 марта 2010 г.): в 2 т. Т. 1. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. С. 273–275.
Сулейман Джелалетдин. Мавлюду джанабе ‘Али (кариму Аллахи вэ джуху) / назымы Сулейман Джелалетдин, нашере Исмаил Гаспринский. Бахчисарай: матбагаи Терджеман, 1318 (1901). 11 с.
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / пер.с англ. М.: Наука, 1989. 328 с.
Уланов М. С. Буддийский фактор в транскультурном пространстве юга России // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 148–151.
Хайбуллаев С. М. Духовная литература аварцев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. 256 с.
Юмаев Я. Стихи Ямалетдина Юмаева. Казань: Типолитография «Умид», 1915. 24 с. (шрифт араб.).
Литература
Имамутдинова З. А. Коран как стилевая доминанта культуры мусульман // Ядкяр. 2004. № 4. С. 63–66.
Ислам. Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. 315 с.
История башкирской литературы: в 6 т. Т. 1. Уфа: Китап, 1990. 608 с. (на башк.яз.).
Касидат ал-Бурда мадх хайр ал-барийа. Тимер-Хан Шура, 1907 (на авар. яз., шрифт арабский).
Музраева Д. Н. К проблеме исследования буддийской литературы у калмыков в ХХ – начале ХХI в. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 2 (Т. 56). С. 132–136.
Рифтин Б. Л. Типология и взаимосвязи средневековых литератур // Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада. М.: Наука, 1974. С. 9–116.
Прозоров С. М. Хрестоматия по исламу. М.: Наука, 1994. 238 с.
Сибагатов Ф. Ш. Духовная литература башкирского народа. Уфа: Гилем, 2015. 152 с.
Сибагатов Ф. Ш. Жанры религиозного характера в Урало-Поволжье (на примере башкирской литературы) // Урал-Алтай: через века в будущее: мат-лы IV Всерос. науч. конф. (Уфа, 25–27 марта 2010 г.): в 2 т. Т. 1. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2010. С. 273–275.
Сулейман Джелалетдин. Мавлюду джанабе ‘Али (кариму Аллахи вэ джуху) / назымы Сулейман Джелалетдин, нашере Исмаил Гаспринский. Бахчисарай: матбагаи Терджеман, 1318 (1901). 11 с.
Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / пер.с англ. М.: Наука, 1989. 328 с.
Уланов М. С. Буддийский фактор в транскультурном пространстве юга России // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2013. № 1. С. 148–151.
Хайбуллаев С. М. Духовная литература аварцев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. 256 с.
Юмаев Я. Стихи Ямалетдина Юмаева. Казань: Типолитография «Умид», 1915. 24 с. (шрифт араб.).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.