СЕМИОТИКА ЗЕРКАЛА В ФОЛЬКЛОРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ОСЕТИН

Залина Константиновна Кусаева

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2016-25-3-63-73


Аннотация


Использование зеркал в ритуальных практиках, а также многообразие художественных образов зеркала и связанных с ним мотивов, распространенных в фольклорно-этнографической традиции многих народов, оказали очевидное влияние на статус зеркала как знака.
Цель предлагаемой статьи состоит в аргументированном анализе проблемы семиотических особенностей образа зеркала-символа, определившего его полифункциональную и полисемантическую роль в религиозно-мифологических представлениях осетин. Семиотический метод исследования, использованный в статье, позволил рассмотреть образ зеркала как носителя множества значений в обрядово-ритуальном комплексе осетин. В основе исследования использована также методологическая база, определяемая принципами структурно-семантического анализа этнографических описаний и фольклорных текстов, с элементами сравнения и сопоставления, что значительно расширяет возможности междисциплинарных исследований. В результате анализа удалось раскрыть амбивалентную природу зеркал и особенности их семиотической потенции, являющейся стимулятором мифологического воображения. При использовании материалов полевых исследований удалось рассмотреть свойство трансцендентности народного миропонимания, связанное с мифологемой зеркала, а также мифологические представления о зеркале как символе женского начала, выражающиеся в вере в репродуцирующую силу предмета и определяющие его роль в свадебной обрядности. В работе также проанализирована прототипичность зеркала по отношению к различным волшебным «оптическим приборам» с обоснованием их знакового характера и семиотической природы. Резюмируя предлагаемое исследование, логично заключить, что разнообразие фольклорных жанров, включающих мотив зеркала, а также его активное использование в обрядово-ритуальном комплексе позволяют сделать вывод о значительной роли данной мифологемы в знаковой системе традиционной культуры осетин.


Полный текст:

63-73

Литература


Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. М.; Л.: Наука, 1958. 657 с.
Авеста. Избранные гимны. Перевод с авестийского И. М. Стеблин-Каменский. Душанбе, 1990. 176 с.
Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов // Археологический сборник. М., 1961. Вып. 2. С. 57–87.
Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Материальная культура и мифология: [Сб. статей] / Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР; [отв. ред. Б. Н. Путилов] Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1981. С. 215–226.
Большой энциклопедический словарь. Мифология / под ред. Е. М. Мелетинского. М.: Большая Рос. энциклопедия, 1998. 736 с.
Вагнер Е. В. История изучения сарматских бронзовых зеркал. Вестник ВГПУ. Сер. 4. Ист. 2012. № 1 (21). С. 169–175.
Газданова В. С. Золотой дождь: Исследования по традиционной культуре осетин. Владикавказ: Северо-Осетинский институт гуманитарных и социальных исследований, 2007. 437 с.
Гутиева Э. Т. Историческое лицо эпической Сатáны (Шатáны) // Известия СОИГСИ. Вып. 19 (58). 2016. С. 116–130.
Джиккайты Ш. Айдæн // Рагон ирон цард æмæ адæмы зондахаст. Миф. Фольклор. Æгъдау. Дзæуджыхъæу, 2010. С. 108–116.
Дзиццойты Ю. А. Ирон æвзаджы æвæрæнтæй / Фидиуæг, 1989. № 9. С. 89–95.
Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. М.: Наука, 1990. 232 с.
Кусаева З. К. Мотив чудесной бусины (Цыкурайы фæрдыг) в фольклоре и этнической культуре осетин. // Известия ВГПУ. № 8 (103). 2015. С. 165–173.
Кусаева З. К. Обряд как сюжетообразующий компонент в осетинской «Нартиаде». Материалы II Всеросс. науч.-практич. конф. «Осетинский язык в условиях глобализации». М.: МГИМО, 2014. С. 143–156.
Кусаева З. К. Семантические связи «Нартиады» и афористических жанров осетинского фольклора. Известия СОИГСИ. 2016. Вып. 20 (59). С. 127–143.
Левин Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. XXII. Вып. 831. Тарту, 1988. С.  6–24.
Мамиева И. В. Мифолого-религиозные представления осетин: поэтика отражений // Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее: Мат-лы Междунар. науч. конф., посвящ. 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства. Элиста: Джангар, 2009. С. 108–113.
Мамиева И. В., Цоколаева Е. Х. Символ «мост/хид» в художественном сознании осетин // Известия СОИГСИ. Школа молодых ученых. 2014. Т. 12. № 12. С. 272–285.
Megabook Кирилла и Мефодия [электронный ресурс] // URL: http://megabook.ru/article/Зеркало (символ) (дата обращения: 03.12.2015).
НА СОИГСИ. Ф. Фольк. Ф. 14. П. 7. Л. 680.
Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Т. II. Дзæуджыхъæу, 2004. 896 с.
Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Т. V. Дзæуджыхъæу, 2010. 768 с.
Нарты кадджытæ. Ирон адæмы эпос. Т. VI. Дзæуджыхъæу, 2011. 544 с.
Осетинские народные сказки (Ирон адæмон аргъæуттæ) Т. 1. Сталинир, 1959. 494 с.
Раевский  Д. С. Очерки идеологии скифо-сакских племен (опыт реконструкции скифской мифологии). М.: Наука, 1977. 216 с.
Рон М. В. Метаморфозы образа зеркала в истории культуры: дисс. ... канд. культурологии. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2004. 195 с.
Ростовцев М. И. Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре // Известия археологической комиссии. 1913. Вып. 49. С. 1–64.
Соссюр Ф. де. Заметки по общей лингвистике. М.: Прогресс, 1990. 280 с.
Таказов Ф. М., Кусаева З. К. Этиологические мифы о происхождении небесных светил в фольклоре осетин // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2 [электронный ресурс] // URL: http://www.science-education.ru/131-23683 (дата обращения: 03.12.2015).
Хазанов А. М. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов // Советская этнография. 1964. № 3. М.: Наука. С. 89–96.
Eco U. Ozwierziadlach // Eco U. Cztanie Świata. Kraków: Znak, 1999. Pp. 74–77.
Nyberg H. S. Die Religion des alten Iran. Lpz., 1938. Pp. 279–282.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.