ОБ ОДНОМ ПРЕДМЕТЕ ПОКЛОНЕНИЯ ИЗ ОЙРАТСКОГО МОНАСТЫРЯ ДЭЧИНРАВЖААЛИН (Убсунурский аймак Монголии)

Эльза Петровна Бакаева

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2017-33-5-111-129


Аннотация


Статья посвящена особому предмету почитания, хранящемуся в буддийском ойратском монастыре Дэчинравжаалин в Убсунурском аймаке Монголии. Предмет представляет собой ритуальное облачение верховного ламы (хамбо-ламы) по имени Лувсаннамхай, которым был основан указанный монастырь в 1736 году. Согласно буддийской традиции, его ритуальное одеяние стало почитаться как символ традиции передачи учения в качестве одной из святынь монастыря, и каждый из хамбо-лам, служивших в нем до закрытия монастыря в1937 г., мог лишь в особо торжественные моменты облачаться в ритуальный халат лавшиг.

В работе освещаются вопросы, связанные с традиционными буддийскими воззрениями на облачение монахов, почитанием предмета одежды ойратами. Выявляются особенности материала и кроя ритуального халата хамбо-ламы, которые свидетельствуют о его раннем происхождении, использовании ручного ткацкого станка при изготовлении ткани, из которой он сшит, а также об особых представлениях, связанных с его цветовой символикой. Сделан вывод о том, что в буддийской традиции ойратов ритуальное облачение монахов имело сходство костюмом монгольских лам и некоторое сходство с калмыцкой традицией одежды. 


Полный текст:

PDF

Литература


Аюуш Ц. Дөрвөөд // Монгол улсын угсаатны
зүй. II боть. Улаанбаатар: Монсудар, 2012.
С. 27−106.
Бакаева Э. П. Об этнических группах дербетов
Монголии и калмыков-дербетов // Транс-
граничная культура: очерки сравнительно-
сопоставительного исследования традиций
западных монголов и калмыков. Элиста:
КалмНЦ РАН, 2016а. С. 44–54.
Бакаева Э. П. К вопросу о традиционности одеж-
ды типа лавшиг и бешмет в культуре калмы-
ков // Проблемы этнической истории и куль-
туры тюрко-монгольских народов. Вып. 4.
Элиста: КалмНЦ РАН, 2016б. С. 174–186.
Бакаева Э. П. К проблеме изучения состава
ойратских этнических групп и тюрко-мон-
гольских взаимосвязей // Монголоведение в
начале ХХI века: современное состояние и
перспективы развития: Мат-лы Междунар.
науч. конф., посвящ. 100-летию Б. Х. Тода-
евой (г. Элиста, 23–26 апреля 2015 г.). Эли-
ста: КИГИ РАН, 2015а. Ч. 2. С. 114−122.
Бакаева Э. П. Международная научная экспеди-
ция, посвященная 130-летию cо дня рожде-
ния А. В. Бурдукова // Восток (Oriens). 2014.
№ 2. С. 170–172.
Бакаева Э. П. Одежда в культуре калмыков: тра-
диции и символика. Элиста: Издат. дом «Ге-
рел», 2008. 189 с.
Бакаева Э. П. Этническая специфика калмыцко-
го буддизма // Новый исторический вестник.
2011. № 29. С.16–24.
Бакаева Э. П. Этническая специфика образа бо-
жества Белый старец у ойратов Монголии и
калмыков России и современные тенденции
в иконографии монгольского буддизма (по
материалам полевой экспедиции по Убсу-
нурскому аймаку Монголии) // Проблемы
этнической истории и культуры тюрко-мон-
гольских народов: сб. науч. трудов. Вып. 3.
Элиста: КИГИ РАН, 2015б. С. 43−78.
Бакаева Э. П., Орлова К. В. Буддийский мона-
стырь в Улангоме (по материалам экспе-
диции в Западную Монголию в 2013 г.) //
Бааза-багши — буддист, паломник, просве-
титель, общественный деятель. Материалы
«Круглого стола». Элиста: КалмГУ, 2014. С.
89–98.
Трансграничная культура: очерки сравнитель-
но-сопоставительного исследования тради-
ций калмыков и западных монголов. Эли-
ста: КалмНЦ РАН, 2016. 456 с.
Бакаева Э. П., Орлова К. В., Хишигт Н, Энхчи-
мэг Ц. Буддийская традиция в Калмыкии и
Западной Монголии: сакральные объекты.
М.: Наука. Вост. лит., 2015. 238 с.
— Большой академический монгольско-рус-
ский словарь. В 4-х т. / отв. ред. Г. Ц. Пюр-
беев. Т. 1. А–Г. 520 с.; Т. 2. Д–О. 536 с.; Т. 3.
Ө–Ф. 440 с. М.: Academia, 2001; Т. 4. Х–Я.
М.: Academia, 2002. 532 с.
Бурханы шашны сүм хийдүүд: өнгөрсөн ба
одоо. Увс // Монголын сүм хийдин түүхэгн
товчон. Улаанбаатар: Адмон Пресс, 2009. Х.
683–696.
Викторова Л. Л. Монгольская одежда // Сбор-
ник Музея антропологии и этнографии.
Одежда народов Зарубежной Азии. Вып.
XXXII. Л.: Наука. Ленинградск. отд-е, 1977.
С. 109–197.
Викторова Л. Л. Монголы. Происхождение на-
рода и истоки культуры. М.: Наука, 1980.
224 с.
Гедеева Д. Б. Сведения о калмыцкой одежде
XVIII в. по материалам архивных докумен-
тов // Монголоведение. Вып. 1. Элиста: АПП
«Джангар». 2002. С. 131–134.
Крюков М. В., Переломов Л. С., Софронов М. В.,
Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы в эпо-
ху централизованных империй. М.: Наука,
ГРВЛ, 1983. 416 с.
Майдар Д. Архитектура и градостроительство
Монголии: очерки по истории. М.: Стройиз-
дат,1971. 243 с.
Монголын сүм хийдийн түүхэн товчоон. Улаан-
баатар: Admon, 2009. 888 х.
Монголын Сүм Хийдийн Түүхэн Товчоо Төсөл //
http://www.mongoliantemples.org/index.php/
en/component/domm/1739?view=oldtempleen
Музраева Д. Н. Лексические материалы к изуче-
нию традиционного быта ойратов Западной
Монголии (по итогам экспедиции в Убсу-
нурский аймак Монголии в 2015 г.) // Про-
блемы этнической истории и культуры тюр-
ко-монгольских народов. Сб. науч. трудов.
Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2015а. С. 8–31.
Музраева Д. Н. Текст культа Амитаюса из кол-
лекции ламы Мижиддоржа, настоятеля мо-
настыря Намирын хийд (Убсунурский аймак
Монголии) // Проблемы этнической истории
и культуры тюрко-монгольских народов: сб.
науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН,
2015б. С. 96–123.
Неелов В. В. Ткачество: от плетельных рам до
многозвенных машин. М.: Легпромбытиз-
дат, 1986. 176 с.
Орлова К. В., Бакаева Э. П., Музраева Д. Н. О
пяти божествах-покровителях олётов сомо-
на Эрдэнэбүрэн Кобдоского аймака Мон-
голии // Гуманитарная наука Юга России:
международное и региональное взаимодей-
ствие. Мат-лы II Междунар. науч. конф.
Элиста: КалмНЦ РАН, 2016. С. 107–108.
Орлова К. В. К исследованию этнических мар-
керов дербетов Монголии: текст воскурения
«духам-хозяевам» кочевий // Проблемы эт-
нической истории и культуры тюрко-мон-
гольских народов. Сб. науч. трудов. Вып. 3.
Элиста: КИГИ РАН, 2015а. С. 79−95.
Орлова К. В. Монастырские комплексы Убсу-
нурского аймака (из материалов экспедиции
в 2015 г.) // Проблемы этнической истории
и культуры тюрко-монгольских народов: сб.
науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН,
2015б. С. 32−42.
Орлова К. В. Воскурение нутуку дербетов Мон-
голии // Восток (Oriens). 2016. № 6. С. 132–
141.
Рерих Ю. Н. Тибетско-русско-английский сло-
варь с санскритскими параллелями. Вып. 9.
М.: Наука, ГРВЛ, 1987. 296 с.
Старовойтова Е. Н. Буддийские монашеские
одеяния // Буддизм России. Вып. 42. 2009.
С. 72–83.
Сүхбаатар На. Дөрвөдин Зоригт ханы хошу-
ны Улаангомын хүрээний Дэчинравжаалин
хийд // Төгс Буянт монгол зурхайн цаг тоны
бичиг. Улаанбаатар: Акспойнт, 2014. 92 х.
Сүхбаатар О. Монгол хэлний харь үгийн толь.
Улаанбаатар: Адмон ХХК, 1997. 233 х.
Топалова Д. Ю. О дербетской народной песне
«Два алтайских нутука» // Проблемы эт-
нической истории и культуры тюрко-мон-
гольских народов. Вып. 4. Элиста: КалмНЦ
РАН, 2016. С. 92–101.
Хишигт Н. Монгольские монастыри: история и
современность // Память мира: историко-до-
кументальное наследие буддизма. Мат-лы
Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 25–
26 ноября 2010 г.). М.: РГГУ, 2011. С. 26–32.
Хождение в Тибет калмыцкого бакши Пурташ
Джунгруева. Часть II. У святынь Тибета
/ Пер. А. Д. Руднева (Ред. перевода и при-
меч. А. Г. Сазыкина) // Проблемы монголь-
ской филологии: сб. ст. Элиста: КНИИИФЭ,
1988. С. 135–153.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.