МАСКИРОВКА КОНЕЙ ПОД МИФИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ В ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРНОГО АЛТАЯ
Digital object identifier
Аннотация
В статье впервые комплексно рассмотрены 17 конских головных уборов-масок, сохранившихся в курганах пазырыкской культуры Горного Алтая (кон. VI в. – III в. до н. э.) и предназначенных для имитации мифических животных и птиц. До этого специальное исследование было посвящено только одной из них — маске с рогами оленя в натуральную величину из кургана 1 могильника Пазырык. Из всех головных уборов-масок автором выделены два типа: 1. увенчанные рогами оленя или горного барана-аргали в натуральную величину; 2. увенчанные небольшими навершиями в виде скульптурных головок оленя, рогатого тигра и фантастических птиц. Отмечается, что у коней с уборами-масками обоих типов маскировалась не только морда коня — специальными футлярами были закрыты грива и хвост.
Полный текст:
94-99Литература
Баркова Л. Л. Конская маска из первого Пазырыкского кургана // АСГЭ. 1999. № 34. С. 97–101.
Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980. 255 с.
Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Гос. Эрмитаж, 1950. 81 с.
Очир-Горяева М. А. К вопросу о роли коня в погребальном обряде калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Вып. 1. С. 27–32.
Сорокин С. С. Большой Берельский курган (Полное издание материалов раскопок 1965 и 1959 гг.) // Культура и искусство народов Востока. Л.: Гос. Эрмитаж, 1969. С. 208–236. (Труды ГЭ; Вып. 7).
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР, 1953. 401 с.
Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР, 1960. 359 с.
Cheremisin V. D. On the semantics of masked, horned horses from Pazyryk mounds // AEAE. 2005. № 2(22). P. 129–141.
Samašev Z. S. Die Fürstengräber von Berel // Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München; Berlin; London; N. Y.: Prestel Verlag, 2007. 340 s. S. 132–138.
Грач А. Д. Древние кочевники в центре Азии. М.: Наука, 1980. 255 с.
Грязнов М. П. Первый Пазырыкский курган. Л.: Гос. Эрмитаж, 1950. 81 с.
Очир-Горяева М. А. К вопросу о роли коня в погребальном обряде калмыков // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. Вып. 1. С. 27–32.
Сорокин С. С. Большой Берельский курган (Полное издание материалов раскопок 1965 и 1959 гг.) // Культура и искусство народов Востока. Л.: Гос. Эрмитаж, 1969. С. 208–236. (Труды ГЭ; Вып. 7).
Руденко С. И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР, 1953. 401 с.
Руденко С. И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.; Л.: АН СССР, 1960. 359 с.
Cheremisin V. D. On the semantics of masked, horned horses from Pazyryk mounds // AEAE. 2005. № 2(22). P. 129–141.
Samašev Z. S. Die Fürstengräber von Berel // Im Zeichen des goldenen Greifen. Königsgräber der Skythen. München; Berlin; London; N. Y.: Prestel Verlag, 2007. 340 s. S. 132–138.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.