ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ТИБЕТСКИХ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ СОЧИНЕНИЙ (XI–XIX вв.)

Полина Ивановна Буцык

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2016-25-3-29-39


Аннотация


Статья посвящена краткому рассмотрению тибетских традиционных музыкально-теоретических сочинений XI–XIX вв., а также исторических условий их возникновения. До настоящего времени история тибетской музыкальной культуры не находила подробного освещения в работах отечественных исследователей. Автор статьи, опираясь на результаты научных изысканий европейских, китайских и тибетских исследователей, а также приняв за основу личный опыт работы с тибетскими музыкально-теоретическими сочинениями, попытался представить в статье общую характеристику данных письменных источников. В статье описаны  основные особенности тибетской традиционной музыкальной культуры, определено место музыкального искусства в системе тибетских традиционных наук, дан обзор известных современной науке тибетских сочинений по теории музыки, написанных в XI–XIX вв. Несмотря на то, что тибетские музыкально-теоретические сочинения не играли значительной роли в традиционной системе образования и часто представляли собой разделы многотомных трудов энциклопедического характера, заключенная в них информация по теории музыки и музыкальной практике, философии музыки и музыкальному образованию достаточно обширна. Информационный потенциал этих источников сравнительно велик, их изучение может внести значительный вклад в исследование истории развития тибетской музыкальной культуры. Автор выражает надежду, что данная статья поможет привлечь внимание отечественных ученых к проблеме исследования тибетской теории музыки и музыкально-теоретических сочинений.


Полный текст:

29-39

Литература


Буцык П. О приоритетных направлениях исследования тибетской музыки в России и за рубежом // Musicus. 2014. Vol. 35. № 3. С. 26–31.
Кычанов Е. И., Мельниченко Б. И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. М.: Вост. лит. РАН, 2005. 233 с.
Тибетская литература в современном литературном процессе Китайской Народной Республики / под ред. П. Л. Гроховского. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. 408 с.
Тибетская рукописно-ксилографическая книга // Рукописная и ксилографическая книга Востока: очерки кодикологии / под ред. М. С. Пелевина. СПб.: Свое издательство, 2015. С. 177–200.
Цендина А. Д. … и страна зовется Тибетом. М.: «Восточная литература» РАН, 2002. 303 с.
Ван Чжицян. Сацзя Баньджида дэ «Юэлунь» дуй цзанцзу сицзю лилунь дэ гунсянь = Вклад «Трактата о музыке» Сакья-пандиты в [развитие] теории тибетской оперы // Цинхай миньцзу сюэюань сюэбао. Вып. 35. № 1. С. 35–39.
Гэндуй Пейцзе. Сицзанг цзунцзяо иньюэ = Тибетская религиозная музыка. Лхаса: Миньцзу чубаньшэ, 2009. 461 с.
Сицзан гуюэпу яньцзю = Исследование древней тибетской нотации / ред. Гэндуй Пэйцзе. Ласа: Сицзан жэньминь чубаньшэ, 2009. 632 с.
Тянь Ляньтао. Сицзанг гудянь иньюэ луньчжу «Юэлунь» цзи ци цзочжэ = Сочинение о тибетской классической музыке «Трактат о музыке» и его автор // Чжунян иньюэ сюэюань сюэбао. 1989. № 4. С. 31–34.
Цянба Цюйцзе, Цыжэнь Ланцзе. Сицзан чуаньтун сицзю: ацзе ламу ишу яньцзю = Традиционный тибетский театр: исследование искусства аче-лхамо. Бэйцзин: Чжунго цзангсюэ чубаньшэ, 2011. 182 c.
Чэнь Вань, Чэнь Цзюнь. Цяньси Сабань «Юэлунь» чуаньчэн вэньхуа дэ и и = Краткий анализ значения «Трактата о музыке» Сакья-пандиты для передачи культурных традиций // Миньцзу Иньюэ, 2014. № 2. С. 8–9.
Butsyk P. Tradition and Innovation: Tibetan Treatises on Music // Тибетская письменная традиция и современность. Тезисы и доклады / отв. ред. П. Л. Гроховский. СПб.: Студия «НП-Принт», 2014. С.  6–8.
Canzio R. Sakya Pandita’s “Treatise on Music” and its relevance to present-day Tibetan liturgy: PhD dissertation. London: University of London (SOAS), 1978. 356 p.
Canzio R. Traditional Tibetan Buddhist attitudes towards the performance and transmission of music: Sakya Pandita’s and Candragomin’s prescriptions // The International Conference on Religious Music. Taiwan: National Taiwan University of Arts, 2004. Pp. 285–296.
Canzio R. New light on Sakya Pandita’s Treatise on Music and its commentary by Kunga Sonam: Unpublished document // The first conference on Tibetan studies in China and Taiwan. Taipei: Danjiang University, 2006. Pp. 1–6.
Dar zhabs ‘Jam dpal Skal ldan (Даржаб Джампел Келден). Rol mo’i bstan bcos dri za’i glu dbyangs = Трактат о музыке — песня гандхарвов. Kalimpong: Mani Printing Press, 2005. 122 c.
Dge ‘dun ‘Phel rgyas (Гедун Пелгье). Bod kyi rol dbyangs lo rgyus bsdus gsal dpyid kyi pho nya = Краткая история тибетской музыки — вестник весны. Lhasa: Bod ljongs mi dmangs dpe skrun khang, 2011. 261 p.
Egyed A. M. Theory and Practice of Music in a Tibetan Buddhist Monastic Tradition: PhD dissertation. Washington: University of Washington, 2000. 225 p.
Ellingson T. J. The Mandala of Sound: Concepts and Sound Structures in Tibetan Ritual Music: PhD dissertation. Washington: The University of Washington, 1979. 831 p.
Grokhovskiy P., Butsyk P. “Treatise on Music” by Sa skya Paṇḍita as a Valuable Source for Understanding Medieval Tibetan Vocal System and Singing Techniques // SGEM 2015. International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts. History of Arts, Performing Arts, Architecture and Design. Conference Proceedings. Sofia: STEF92 Technology, 2015. Pp. 213–222.
Helffer M. Musiques du toit du monde: L’univers sonore des populations de culture tibétaine. Paris: L’Harmattan, 2004. 172 p.
Jamyang Norbu, Tashi Dondup. A Prelimnary Study of Gar, The Court Dance and Music of Tibet // Zlos-gar / ed. by Jamyang Norbu. New Delhi: Indraprastha Press, 1986. Pp. 132–143.
Nag ‘du’i Jo dkar (Нагду Джокар). Bod kyi srol rgyun rol dbyangs kyi grub gzhi dang rnam par dpyad pa = Структурно-морфологический анализ тибетской традиционной музыки. Pe cing: Mi rigs dpe skrun khang, 2011. 399 p.
Rakra Tethong Conversations on Tibetan Musical Traditions // Asian music. Vol 10. No. 2. 1979. Pp. 5–22.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.