ОБ ОЙРАТСКОМ СТАРОПИСЬМЕННОМ ПАМЯТНИКЕ, ПОСВЯЩЕННОМ ТРАДИЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБРЯДА «МАЦГ»

Геннадий Батыревич Корнеев

Digital object identifier


10.22162/2075-7794-2016-25-3-201-208


Аннотация


Статья посвящена описанию буддийского текста класса gso-sbyong, обнаруженного в Западной Монголии, под названием «Bacaq barixu yosun orošibo», в сравнении с традицией домашних молений калмыков. Ойратская рукопись руководства посвящена описанию буддийского однодневного махаянского обета «мацг», который могли принимать как миряне, так и монахи. В тексте описываются рекомендации к подготовке и принятию этого обета, и приводится перечень запретов для тех, кто уже его принял. Человек, принимающий обет, обязан воздержаться от восьми неблагих действий: 1) не отнимать жизнь у живого существа; 2) не брать того, что не отдали; 3) не порождать вожделения и нечистого поведения; 4) не говорить ложных слов; 5) не принимать одурманивающие средства; 6) не развлекаться, а также не украшать и не умащать свое тело; 7) не пребывать без надобности на высоких и больших тронах (сидениях); 8) не принимать послеполуденной пищи. Обет «мацг» можно было получать не только у духовных лиц, но и у мирян, принявших пять мирских обетов (калм. увшин самнр). Согласно данным исторических источников, основы данной традиции принятия однодневного обета были заложены в XVII в. Зая-пандитой Огторгуйн Далаем. Кроме того, автором сделана попытка проанализировать некоторые языковые особенности ойратского текста, представляющего собой, по всей вероятности, перевод с тибетского.


Полный текст:

201-208

Литература


Бадмаева Г. Ю. Молитвенные напевы обряда мацг (день поста) // Калмыки (Том серии «Народы и культуры»). М.: Наука, 2010. С. 350−351.
Бакаева Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 127 с.
Бакаева Э. П. К этническим характеристикам калмыцкого буддизма: обряд «мацг» // Научная мысль Кавказа. 2011. С. 120–123.
Бакаева Э. П. Калмыки: религия и ее этническая специфика // Буддизм России. СПб., 1998. № 29−30. С. 51−55.
Бакаева Э. П. Калмыцкий буддизм: история и современность // Религия в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 161−200.
Бакаева Э. П. Об особенностях современной религиозной ситуации в Калмыкии (буддизм и «посвященные») // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 23−39.
Бакаева Э. П. Освоенное культурное пространство в буддийских молитвах калмыков // Буддийская традиция в Калмыкии в XX веке: памяти О. М. Дорджиева (Тугмюд-гавджи). 1887–1980. Элиста: КИГИ РАН, 2008. С. 114–129.
Богд Нийч тойн Далай Манзуширийн домгийг тодорхой гийгүүлэгч Чандмань эрхи хэмээгдэх оршив. Bibliotheca Oiratica. T. XLVIII. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2015. 204 x.
Богшрахинский аймак и богшрахинцы / сост. П. Э. Алексеева. Элиста, АПП Джангар, 2002. 256 с.
БАМРС — Большой академический монгольско-русский словарь / под ред. А. Лувсандэндэва, Ц. Цэдэндамба. Т. 1. А–Г. Отв.  ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 520 с. Т. 2. Д–О. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 536 с. Т. 3. Ө–Ф. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2001. 440 с. Т. 4. Х–Я. Отв. ред. Г. Ц. Пюрбеев. М.: Academia, 2002. 532 с.
Кара Д. Книги монгольских кочевников (Семь веков монгольской письменности). М.: Наука, ГРВЛ, 1972. 194 с.
Корнеев Г. Б. О традиции домашних молений в калмыцком буддизме: специфика текстов // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. 2015. № 2. С. 104−110.
Корнеев Г. Б. Гимн тибетским монастырям в традиции домашних молений калмыков // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 124−130.
Корнеев Г. Б. Молитва «Дуңшур маань» в традиции домашних молений калмыков // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. Сб. науч. трудов. Вып. 3. Элиста: КИГИ РАН, 2015. С. 131−140.
Музраева Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. Элиста: НПП «Джангар», 2012. 224 с.
Орлова К. В. Описание монгольских рукописей и ксилографов, хранящихся в фондах Калмыкии. М.: Общество востоковедов РАН, КИГИ РАН, 2002. 85 с.
Позднеев А. М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с отношением сего последнего к народу. (Серия «Наше наследие»). Изд. репринтное. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. 512 с.
Раднаабадраа. Равжам Зая бандидын тууж Сарны гэрэл хэмээх оршив. Bibliotheca Oiratica, T. XII. Улаанбаатар: Соёмбо принтинг ХХК, 2009. 252 х.
Тексты для ежедневных практик / сост., пер. и комм. гелонг Тенгон. М.: б/и., 2015. 744 с.
Хамаганова Е. А. Мункэ Борманжинов — бакша донских калмыков. Страницы жизни // Альманах Оrient. Вып. 2–3. 1998. С. 238–265.
Шивлянова В. К. Калмыцкий обряд «Мацг Одр» (День поста) и проблемы структурно-стилистического единства молитвенных напевов // Мongolica V. СПб., 2001. С. 113–118.

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.