Архивные документы XVIII века пролили свет на семейные конфликты и права знатных калмыцких женщин
вторник, 03 февраля 2026

Исследование доктора исторических наук Максима Батмаева раскрывает, как борьба нойонш за личную свободу и имущество становилась поводом для вмешательства российских властей во внутренние дела Калмыцкого ханства.
На основе ранее не публиковавшихся архивных документов историк Максим Батмаев детально реконструировал повседневную жизнь, обычаи и острые семейные конфликты в среде правящей элиты Калмыцкого ханства в XVIII веке. Ключевым выводом исследования стало то, что стремление знатных женщин (нойонш) к освобождению от традиционных ограничений и их борьба за имущественные права регулярно провоцировали внутриэлитные распри, в которые активно вмешивалась российская администрация, пытаясь выступать арбитром.
Поводом для такого вмешательства служили сложные матримониальные и наследственные споры. Ярким примером является судьба джунгарской княжны Даши-Бирюнь, последовательно выданной замуж за трёх братьев из ханского рода. После смерти последнего мужа она стала объектом борьбы между несколькими нойонами, желавшими жениться на ней, чтобы получить в управление её улус. Её попытка сохранить улус для сына и личная поездка в Москву с просьбой о защите, а также её завещание – наглядное свидетельство активной роли нойонш в политике и их попыток использовать связи с имперской властью для отстаивания своих интересов.
Исследование, опубликованное в журнале «Монголоведение», опирается на комплекс архивных материалов, впервые введённых в научный оборот из Национального архива Республики Калмыкия и Архива внешней политики Российской империи. Методологической основой выступили историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Помимо имущественных споров, в статье подробно описаны бытовые практики и обычаи:
· Традиция отдавать детей нойонов на воспитание в семьи зайсангов или духовных лиц.
· Этикетные нормы, фиксирующие особое уважительное отношение к женщине (помощь при спешивании, ритуалы приглашения на танец), но также устанавливающие для неё ряд запретов (например, не касаться мужского оружия).
· Свидетельства о том, что вдовы-нойонши вели себя более раскованно, могли управлять улусами и вступать в конфликты с родственниками.
Автор отмечает, что вмешательство российских чиновников в семейные дела калмыцкой знати часто было непоследовательным и не всегда корректным, но оно постепенно становилось частью новой социально-бытовой реальности. Генерал-губернаторы и руководители «Калмыцких дел» регулярно получали жалобы от обеих сторон супружеских конфликтов и пытались их урегулировать, что вело к эрозии традиционной судебной системы ханства.
Работа выполнена в Калмыцком научном центре РАН в рамках проекта «Юго-восточный пояс России: исследование политической и культурной истории социальных общностей и групп», поддержанного государственной субсидией.








