358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. им. И.К. Илишкина, д. 8
Приемная: (84722) 3-55-06, факс: 2-37-84 e-mail: kigiran@mail.ru
CSS наложение
Воспоминания о депортации калмыцкого народа
CSS наложение
Научный полк
CSS наложение

Онлайн опросы КалмНЦ РАН

CSS наложение

СМИ о КалмНЦ РАН

CSS наложение
Противодействие коррупции
CSS наложение
Информационные ресурсы
Книжный киоск
Конференции

 

Листая старые газеты

воскресенье, 30 марта 2025 г.
Возвращаясь к нашему посту о Н. Ф. Плевако, хотим рассказать о статьях, найденных в двух изданиях. Мы приводим выдержки из более поздней публикации. Но хотим отметить, что дело это было резонансным. Подробно описано оно в "Судебной газете" за 1897 г. в №47. Фото из газеты мы помещаем в посте. Статья большая по объему, в ней более подробно описывается весь судебный процесс.
В газете «Утро Юга», издававшемся в Ростове, в номере 95 за 1915 г. опубликована заметка В. Курганова в память об адвокате Н. В. Грекове, который вместе с Н. Ф. Плевако участвовал в судебном процессе против бакши Д. Микулинова. В ней как раз и описаны кратко все перипетии этого дела. Вот отрывок из этой заметки: 
«В послужном списке присяжного поверенного Грекова записано такое дело, как «Дело о наследстве Аркада Чубанова». Защитники — Плевако, князь Урусов и Николай Васильевич Греков. 
В калмыцких степях жил бакша Аркад Чубанов. Большой калмык, глава донских калмыков. Отец народа, судья и жрец. Калмыки жили под Аркадом Чубановым. 
Умер старый Аркад. Его богатства по обычаю, по заветам прадедов должны остаться в калмыцких хурулах, быть достоянием всех. Наследники Аркада, не его родные, весь калмыцкий народ. Но калмыки — русские подданные и должны повиноваться русским законам. Аркад должен был завещать свое имущество народу. 
Завещание Аркад не оставил. Около трупа Аркада собрались калмыки. Лучшие из народа. Среди них тот, на кого указал Аркад: «Вместо меня будешь» — Джембо Микулинов. 
Калмыки творят то, что не успел сделать Аркад. То, что он сделал бы, ибо не только калмыки, но и бакша, берегущий заветы Будды и предков. Калмыки пишут завещание от имени Аркада Чубанова, и один из них своей рукой выводит под завещанием: Аркад Чубанов. 
«Воля предков исполнена», — облегченно вздыхают калмыки. «Совершен подлог» — говорит суровый закон, которому нет дела до обычаев, до заветов маленького народа. 
Вся степь знает, что Аркад не успел написать завещание, и что оно написано после его смерти Джембо Микулиновым и другими. Знают прямые наследники Аркада и молчат: заветы предков. 
Джембо Микулинова избирают бакшой. На могиле Аркада, где зарыта урна с пеплом бакши, гремят бубенчики, напоминая калмыкам, что их Аркад молится перед престолом Будды за свой народ. 
Тазу Зуванову, молодую красавицу, из кибитки похитил пылкий Лиджа Манжиков. Родные Тазы отняли красавицу у влюбленного калмыка. Был свой суд — калмыцкий, и калмык Сарсинов властно сказал на сходе: «Тазу нужно вернуть родным». Лиджа был калмык, чтил Будду и предков, но он любил. И любовь затмила его глаза. Он предал калмыцкий народ. Заседателю Ченцову он донес о подлоге завещания Аркада Чубанова. 
Ченцов решил сделать карьеру на калмыках. Джембо Микулинов, Сарсинов и другие заняли скамью подсудимых в окружном суде. Для суда это были не благочестивые калмыки, чтущие заветы предков, а преступники, совершившие подлог… 
Плакала степь. Поник головой седой ковыль. Печально звенели бубенчики на могиле старого Аркада: бакша на скамье подсудимых. 
Калмыки поехали с поклоном к Плевако. Они слышали, что в нем текла калмыцкая кровь. Они слышали, что Плевако может спасти их бакшу, их лучших людей. Едва ли Плевако видел большой триумф, чем свой в Новочеркасске, когда он приехал защищать в русском суде заветы калмыцких предков. 
Делегатом от местной адвокатуры был Николай Васильевич [Греков]. Бакшу оправдали.