Манджиева Б.Б. Хальмг баатрлг дуулвр «Җаңһр»: Шавалин Даван дуһргин шинҗллт болн текстмүд. (=Калмыцкий героический эпос «Джангар»: исследование и тексты эпического репертуара Давы Шавалиева). Элиста: КалмНЦ РАН, 2018. – 264 с.
В Калмыцком научном центре РАН вышла в свет монография Байрты Барбаевны Манджиевой на калмыцком языке, посвященная изучению эпического репертуара известного джангарчи Давы Шавалиева. Полный репертуар джангарчи, состоящий из пролога и четырех песен, был записан в 1939 г. известным российским монголоведом А. В. Бурдуковым.
Калмыцкий героический эпос «Джангар» является вершиной эпического творчества калмыков, сохраненный благодаря талантливым сказителям — джангарчи, в том числе талантливому рапсоду Даве Шавалиеву. В настоящее время, благодаря сохранившимся записям, мы имеем возможность изучать эпическое наследие и представлять исследования как на российском, так и на международном уровнях.
Книга состоит из трех разделов: 1) исследование эпического репертуара Давы Шавалиева; 2) тексты пролога и эпических песен джангарчи; 3) факсимиле записи А.В. Бурдукова, переписанный его дочерью Т.А. Бурдуковой в 1977 г.
В монографии изучены композиционное строение, мотивы и общие места и поэтические формулы эпических песен Д. Шавалиева, проведен сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование эпического репертуара Д. Шавалиева позволило автору сделать вывод о том, что рапсод придерживался традиционного исполнения. Зная принципы сложения эпоса, джангарчи строил свое повествование на определенной основе, состоящей из пяти композиционных элементов: 1) выбор богатыря; 2) отправление богатыря; 3) выполнение героем цели похода; 4) возвращение богатыря; 5) пир. Джангарчи Дава Шавалиев широко использовал традиционный и стандартизированный набор поэтических формул, стилистических и композиционных приемов, которые придавали его песням особую выразительность.
Книга адресована специалистам в области монгольской фольклористики, этнографии, а также широкому кругу читателей, интересующихся эпической традицией калмыков.