358000, Республика Калмыкия, г. Элиста, ул. им. И.К. Илишкина, д. 8
Приемная: (84722) 3-55-06, факс: 2-37-84 e-mail: kigiran@mail.ru
CSS наложение
Воспоминания о депортации калмыцкого народа
CSS наложение
Научный полк
CSS наложение

Онлайн опросы КалмНЦ РАН

CSS наложение

СМИ о КалмНЦ РАН

CSS наложение
Противодействие коррупции
CSS наложение
Информационные ресурсы
Книжный киоск
Конференции

 

Ученый КалмНЦ РАН впервые исследовала образ одинокого дерева в калмыцкой поэзии

суббота, 01 ноября 2025

 

Ведущий научный сотрудник Калмыцкого научного центра РАН, доктор филологических наук, Римма Ханинова впервые провела комплексное исследование мотива одинокого дерева в калмыцкой лирике XX – начала XXI веков. Исследование, выполненное в рамках государственного проекта, выявило, как древний фольклорный образ, связанный с культом Мирового древа, трансформировался в современной поэзии, наполнившись новыми философскими и личными смыслами.

 

Работа Риммы Ханиновой восполняет существенный пробел в литературоведении, поскольку до сих пор образ одинокого дерева в калмыцкой поэзии не был предметом специального научного анализа. Исследование проведено в рамках проекта «Универсалии и специфика традиций монголоязычных народов сквозь призму кросс-культурных контактов».

 

Римма Ханинова установила, что в калмыцкой лирике образ одинокого дерева, с одной стороны, продолжает фольклорную традицию, где он наделен сакральным статусом Мирового древа, символизирует жизнь, род, мудрость и связь с небесными силами. С другой стороны, в поэзии XX века этот мотив трансформируется, приобретая новые черты: уединенное общение лирического героя с деревом, диалогические структуры, автобиографизм, дидактизм и интеграцию в городской ландшафт.

 

Исследование показало, что в стихотворениях дерево (часто без имени или конкретизированное как сосна, дуб, береза) описывается в разных локациях – от удаленных скал у водоемов до городских улиц. Оно изображается в борьбе со стихиями, в разное время года, что подчеркивает его одиночество, беззащитность или, напротив, стойкость и победу.

 

В сравнительном плане работы автор выявил родственные параллели в монгольской лирике прошлого века. Также ученый отмечает, что русские переводы стихотворений калмыцких поэтов не всегда точно передают авторскую интенцию, что искажает восприятие ключевого образа.

 

В заключение Римма Ханинова констатирует, что для современной калмыцкой лирики внимание к мотиву одинокого дерева стало менее характерным по сравнению с поэзией предшествующих десятилетий.