Батырева Светлана Гарриевна сотрудники отдела
Заведующая музеем традиционной культуры им. Зая-пандиты
ведущий научный сотрудник, доктор искусствоведения.
e-mail: batyrevasg@kigiran.com
Музейный фонд составляет 1239 ед.хр. ОФ (предметы традиционного быта и буддийского культа, произведения декоративно-прикладного, буддийского и современного изобразительного искусства, книжные издания, фотоматериал)
Музей, являясь научным структурным подразделением КИГИ РАН, осуществляет многостороннюю деятельность по:
изучению (научно-исследовательская),
сохранению (учетно-хранительская),
накоплению (фондовая) и
популяризации (культурно-просветительская и образовательная) материалов музейного значения.
Сфера научных исследований:
калмыцкая традиционная культура, музееведение, история и теория изобразительного искусства Калмыкии (народное декоративно-прикладное, буддийское, современное изобразительное искусство), этнокультурология.
Ежегодные отчеты о работе Музея КИГИ РАН направляются в Музейный Совет РАН (2001-2013 гг.).
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Издание монографий:
«Музей традиционной культуры в системе науки и образования».Калмыцкий институт
гуманитарных исследований РАН. Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2007, 184 с., ил.
Обобщение многофункциональной деятельности музея КИГИ РАН (фондовая, научно-исследовательская, экспозиционная; культурно-просветительская и научно-образовательная).
«Традиционное изобразительное искусство Калмыкии XIX-нач.XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. – Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic ublishing Gmbx&Co, 2011. – 428 c. Калмыцкое изобразительное искусство как совокупность традиционных форм рассматривается в исторической взаимообусловленности развития искусства и культуры XIX-начала XX вв. Художественный процесс анализируется как результат утрат и новаций этнической культуры в меняющихся реалиях российской истории. В реконструкции используются источники архивно-документальной и научной литературы, описываются памятники из собраний отечественных и зарубежных музеев.
«Образная память предков» – Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар». 2013. – 288 с., (ил.).
Творческое наследие народного художника России Гаря О. Рокчинского (1923-1993) рассматривается в аспекте преемственности художественных традиций, отражающих диалог культур в евразийском пространстве России.
Разработка и написание научно-исследовательских тем:
«Этническая специфика иконографии буддизма. По материалам фонда Музея калмыцкой традиционной культуры имени Зая-пандиты КИГИ РАН» (2007-2009); Экспозиционная и учетно-хранительская работа в Музее традиционной культуры им.Зая-пандиты (2010-2012);«Изобразительное искусство Калмыкии. 1957-2000» (2-пол.2010-2013); «Буддийская коллекция в собрании и экспозиции Музея КИГИ РАН (живопись, скульптура, прикладное искусство): комплектование фонда, создание и издание научного каталога» (2014-2016).
Публикации
Искусство как фактор этнической идентичности личности // Искусство в школе. 2008, № 5. - С. 77-80.
Изобразительное искусство Калмыкии 60-90-х годов XX века (к постановке проблемы исследования)//Научная мысль Кавказа. Научный и общественно-политический журнал. Северо-Кавказский научный центр высшей школы Южного Федерального университета. 2008, № 4, ч.2. - С. 99-102.
Задачи и структура экспозиции Музея калмыцкой традиционной культуры // Вестник РГГУ. Серия Культурология. Искусствоведение. Музеология. 2008, № 10. - С.267-272.
Иконография буддизма: из опыта музейного изучения //Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. Искусствознание. 2009, № 5. - С.250-254
Архитектурные традиции калмыков: от кочевой кибитки к буддийскому храму //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». 2011, № 3 (57). - С.48-52.
Концепт развития Музея традиционной культуры им.Зая-пандиты// Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. - С. 959-962.